Татьяна Лапшина
Экспериментирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в ДОУ.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Мир ребенка не ограничивается тем географическим местоположением, в котором он живет. Мир может быть гораздо шире. А исследование этого мира – самая важная часть жизни ребенка, познающего себя и окружающую природу. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.
Актуальность:
Публикация «Экспериментирование в ДОУ» размещена в разделах
Образовательная область и «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности. Дети дошкольного возраста – это самые пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Эксперимент - один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, и наша задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Цель эксперимента - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Задачи:
1. Выявить у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Учить видеть и выделять проблему.
3. Учить ставить перед собой цель эксперимента.
4. Учить отбирать средства и материалы для своей деятельности.
5. Развивать личностные свойства: настойчивость, решительность, любознательность.
6. Обогащать сознание сведениями об окружающем мире.
Ведущие принципы развития дошкольников:
-принцип психологической комфортности
-принцип природосообразности
-принцип дифференцированного подхода
-принцип деятельности
-принцип творчества
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Оснащение детской лаборатории.
1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объё ма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина и разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев и т. д.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволоки, деревянные, пластмассовые, деревянные предметы.
5. Технические материалы: гайки, винты. Болтики. Гвозди.
6. Разные виды бумаги.
7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, вата, воронки, шприцы.
9. Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, крупы, соль, сахар и т. д.
10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун, водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Дополнительное оборудование и материалы.
1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
2. Детские халаты или фартуки для создания игровой мотивации деятельности, клеенчатые передники, полотенца.
3. Таблицы – схемы, коллажи по пройденным темам.
4. Детский понятийный словарь.
5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов рабочие листы.
Проводить опыты необходимо не только в помещении, но и на улице во время прогулки: наблюдение за снегом, песком, ветром, растениями и т. д. Круглый год природа дарит нам возможность познать себя и провести исследовательскую работу, чем педагоги и должны пользоваться.
Дети большие фантазеры и часто сами предлагают над чем поэкспериментировать. А мы взрослые должны умело этим воспользоваться, ведь у детей тоже есть чему поучиться и узнать мир их глазами. Так, детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.
Так же воспитать личность и привить дисциплину помогут трудовые поручения, которые выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).
Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента : ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.
Таким образом, можно сделать выводы: использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, фигуры, рассказа и т. д.). Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства.
Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Этот вид деятельности позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Во время экспериментирования воспитатели не просто помогают детям в проведении опытов, объясняют непонятные слова, но и творчески дополняют предлагаемый материал, поддерживают инициативу детей, их стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему, не удерживают их от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Воспитатели не навязывают своих решений, но всегда бывают рядом, когда нужна его помощь и поддержка.