Приложение МААМ

Экспериментирование в ДОУ

Татьяна Лапшина
Экспериментирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование в ДОУ.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

Мир ребенка не ограничивается тем географическим местоположением, в котором он живет. Мир может быть гораздо шире. А исследование этого мира – самая важная часть жизни ребенка, познающего себя и окружающую природу. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

Актуальность:

Публикация «Экспериментирование в ДОУ» размещена в разделах

Образовательная область и «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности. Дети дошкольного возраста – это самые пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Эксперимент - один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, и наша задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Цель эксперимента - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Задачи:

1. Выявить у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Учить видеть и выделять проблему.

3. Учить ставить перед собой цель эксперимента.

4. Учить отбирать средства и материалы для своей деятельности.

5. Развивать личностные свойства: настойчивость, решительность, любознательность.

6. Обогащать сознание сведениями об окружающем мире.

Ведущие принципы развития дошкольников:

-принцип психологической комфортности

-принцип природосообразности

-принцип дифференцированного подхода

-принцип деятельности

-принцип творчества

Методы:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Оснащение детской лаборатории.

1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объё ма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина и разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев и т. д.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволоки, деревянные, пластмассовые, деревянные предметы.

5. Технические материалы: гайки, винты. Болтики. Гвозди.

6. Разные виды бумаги.

7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, вата, воронки, шприцы.

9. Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, крупы, соль, сахар и т. д.

10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун, водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Дополнительное оборудование и материалы.

1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

2. Детские халаты или фартуки для создания игровой мотивации деятельности, клеенчатые передники, полотенца.

3. Таблицы – схемы, коллажи по пройденным темам.

4. Детский понятийный словарь.

5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов рабочие листы.

Проводить опыты необходимо не только в помещении, но и на улице во время прогулки: наблюдение за снегом, песком, ветром, растениями и т. д. Круглый год природа дарит нам возможность познать себя и провести исследовательскую работу, чем педагоги и должны пользоваться.

Дети большие фантазеры и часто сами предлагают над чем поэкспериментировать. А мы взрослые должны умело этим воспользоваться, ведь у детей тоже есть чему поучиться и узнать мир их глазами. Так, детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

Так же воспитать личность и привить дисциплину помогут трудовые поручения, которые выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента : ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

Таким образом, можно сделать выводы: использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, фигуры, рассказа и т. д.). Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства.

Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Этот вид деятельности позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Во время экспериментирования воспитатели не просто помогают детям в проведении опытов, объясняют непонятные слова, но и творчески дополняют предлагаемый материал, поддерживают инициативу детей, их стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему, не удерживают их от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Воспитатели не навязывают своих решений, но всегда бывают рядом, когда нужна его помощь и поддержка.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

ОД «Экспериментирование в мире пластмассы»ОД «Экспериментирование в мире пластмассы» ОД в «Фикси — лаборатории»: «Экспериментирование в мире пластмассы» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами и качествами.

Фотоотчет «Проект «Экспериментирование»Фотоотчет «Проект «Экспериментирование» Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы,.

Экспериментирование в детском садуЭкспериментирование в детском саду Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Образовательные задачи: 1.

Экспериментирование «Изучаем свойства снега»Экспериментирование «Изучаем свойства снега» Экспериментирование "Изучаем свойства снега" Цель эксперимента: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре (холод,.

Экспериментирование «Круговорот воды»Экспериментирование «Круговорот воды» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. А в старшем дошкольном возрасте особо возрастает.

Экспериментирование. Мы стали старше.Экспериментирование. Мы стали старше. Здравствуйте, уважаемые коллеги!С новым учебным годом! Пролетело быстро лето. Ребята повзрослели, окрепли, стали более любознательными.

Экспериментирование «Послушная водичка»Экспериментирование «Послушная водичка» Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов - это: вода, ткань, бумага, песок, снег и др. До.

Экспериментирование с младшими дошкольникамиЭкспериментирование с младшими дошкольниками Младший дошкольный возраст время "почемучек",детям в этот период интересно абсолютно все. И зима самое удачное время для изучения свойств.

Экспериментирование. Электрический ток из лимонаЭкспериментирование. Электрический ток из лимона Цель: развитие поисково-исследовательской деятельности ребёнка. Задачи:формирование представлений о физических и химических явлениях, свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в ДОУ
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 13:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лапшина (УИ 2088129) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД