Урие Намазова
Экспериментирование с детьми
▼ Скачать
БЛОК 1 «ВОДА ВОКРУГ НАС»
Предварительная работа: попросить родителей принести фотографии на тему «Вода вокруг нас», «Вода в быту».
Беседа с детьми о различных водоемах (ручей, река, озеро, море, океан, их обитателях (животных, растениях, названиях, о роли воды в жизни человека, как вода попадает к нам в кран.
Рассказ о круговороте воды в природе: сначала солнце нагревает воду в океанах и морях, и она испаряется, преобразуюсь в водяной пар. Параллельный процесс происходит и на суше: вода испаряется с нагретой солнцем поверхности Земли или испаряется растениями.
Публикация «Экспериментирование с детьми» размещена в разделах
Экспериментирование по теме :
1. «Вода - это жидкость».
Показать детям много стеклянной, прозрачной посуды, предложить каждому ребёнку самостоятельно вылить из бутылочки воду на блюдечко, чтобы увидеть, как вода льётся и растекается на блюдечке.
Затем спросить у детей, почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: «Потому что вода жидкая».
Воспитатель обобщает, поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
2.«Вода не имеет формы».
У каждого ребёнка на столе предметы круглой и квадратной формы. Уточнить у детей, какой формы эти предметы и если мы опустим их в стакан, на ладошку, на блюдечко, изменят ли они свою форму?
Дети: «Нет, в любом месте они остаются кубиком или шариком, форма их не меняется».
Воспитатель: «Какой формы вода?»
Дети: «разной, прямоугольной и т. д.»
Чтобы определить есть ли форма у воды, предложить наливать воду в баночку, блюдце, стакан, перчатку. После самостоятельной работы дети уточняют, какую форму принимает вода (вода принимает форму тех предметов, в которые мы наливаем воду (форма руки, форма круглого сосуда и т. п.). Отвечая, на наводящие вопросы, дети приходят к выводу, что вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
3. «Вода - это растворитель»
В воде растворяются некоторые вещества, чтобы это проверить предложить посмотреть, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Проверив практическим путём, дети отвечают, что сахар и соль растворяются в воде.
Воспитатель спрашивает: «Все ли вещества могут растворяться в воде?»
После того, как дети проверят растворится ли сахар и соль, то большинство ответов будет, что все вещества можно растворить.
Детям предлагается добавить в стаканчик с водой несколько капель масла и после самостоятельной работы выявить, что масло не растворяется в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми каплями.
Проведя опыты с солью, сахаром, растительным маслом, подводим детей к выводу, что вода одни вещества может растворять, а другие нет.
4. «Тонет, не тонет»
Предварительная работа: изготовить с детьми и родителями предметы из бросового и природного материала (кораблики из бумаги, пенопласта, из скорлупы грецкого ореха)
Взять колпачок от ручки (с отверстием и без, бросив в воду одновременно два колпачка, мы увидим: что один утонул, другой остался на поверхности.
Затем спросить: «Почему так получилось?» Дети отвечают, что благодаря дырочкам вода выходит обратно и поэтому он мог остаться на поверхности.
Используя игровой метод, показать детям, что некоторые предметы тонут, а какие-то нет.
В тазик с водой опускать различные по весу предметы, лёгкие и тяжёлые. Уточнить у детей, какие предметы тонут, а какие всплывают? Вместе с детьми сделать вывод о том, что вода выталкивает более лёгкие предметы.
Эксперименты с водой в режимных моментах.
5. «Можно ли пить талую воду?»
Предварительная работа: Утром предложить в одну тарелку налить воду из крана, в другую положить снег. Обе тарелки поставить на стол
Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды в игровой форме. Незнайка приносит в группу лейку: «Ребятки, для ваших комнатных растений я принёс новую лейку. Наливайте в неё воду и поливайте растения. Вот как раз в тарелках налитая вода».
Воспитатель: «Давайте расскажем Незнайке, что было утром в тарелках. Что изменилось? Почему вода стала в обоих тарелках жидкой? Почему растаял снег? (В помещении снег тает и превращается в воду). Затем детям предлагается сравнить воду в тарелках и ответить на вопросы: «Как образовалась вода в каждой тарелке?
Можно ли пить воду из этих тарелок?
Почему?
Воспитатель: давайте пропустим воду из каждого блюдечка через марлю? Какая вода грязнее? Что остаётся на марле? От какой воды на марле остаются частички грязи?»
Дети: от снега осталось много грязных частичек и т. д.
Подвести детей к выводу и обобщить: «водопроводную воду надо кипятить или пропускать через фильтр. Снег - это талая, грязная вода, не пригодная для питья. Но такую воду можно использовать для поливки комнатных растений. Для них она будет полезной».
6. «Ходит капелька по кругу»
Детям предлагается взять две мисочки с водой - большую и маленькую, поставить их на подоконник и наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее.
Когда в одной из мисочек не станет воды, с детьми обсудить, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?
Дети предполагают: она вылилась, кто-то выпил ее и т. д.
После того, как детям предлагается вспомнить о круговороте воды в природе, дети (с помощью воспитателя) приходят к выводу, что вода испарилась: ( капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой - к тучам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя.)
БЛОК 2 - «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, где детям рассказывается, где песок нас окружает, как люди его используют, свойства песка. Например: зимой посыпают дороги, на основе песка делается раствор для клади кирпича, песок находится в основе дома-фундамент, песок является основным компонентом для изготовления стекла, песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи, на дно аквариума люди кладут песок, чтобы рыбы чувствовали себя как в реке и т. д.
Детям рассказывается о том, что люди не сразу использовали песок для строительства, удобрения почвы и т. д. Сначала они изучали его свойства.
Экспериментирование по теме :
1. «Почему песок хорошо сыпется?»
Ребятам показать песочные часы, спросить, что это, для чего они нужны (чтобы засекать время).
Затем детям показать глину и задать вопрос, можно из глины тоже сделать такие часы (заменить песок на глину? Мнения детей разделятся, кто-то скажет «да», кто-то скажет «нет». И тогда предложить поэкспериментировать и найти ответ на данный вопрос.
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выяснить вместе с детьми, что лучше всего сыпется (песок, и проверить это, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпать песок в большую емкость горкой и смотреть, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпать глину и определить, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная).
Выяснить, почему горки разные и прийти к выводу: частички песка все одинаковые, глины - все разной формы, размера).
Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнить их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу).
Ребята, просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему.
После проделанного эксперимента, дети приходят к выводу, что глину нельзя использовать для изготовления таких часов, т. к. частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу.
2. «Свойства мокрого песка»
Эксперимент проводился в группе и на прогулке.
В данном эксперименте показать детям, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Ребятам предлагается насыпать небольшими струйками сухой песок на первую емкость. Это получается очень хорошо. Почему?
Дети: песок из маленьких частичек, потому что он сыпучий.
Дальше предлагалось, так же насыпать мокрый песок во вторую емкость. Не получается! Почему?
Дети высказывают разные версии: он склеенный, там нет мелких частичек и т. д.
С помощью наводящих вопросов помочь догадаться, что в сухом песке между песчинками - воздух, а в мокром - вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке.
Затем пробовать лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему?
Дети: потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму.
После оставить наши куличики на подносе в теплом помещении до следующего дня.
На следующий день вместе с детьми увидеть, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему?
Дети: песок высох.
Вспомнив о свойствах воды, подвести детей к мысли, что в тепле вода испаряется, превращается в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
После эксперимента обобщить - мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Данный эксперимент повторяется на прогулке, закрепляя полученные знания.
БЛОК 3 - «ВОЗДУХ»
Предварительная работа: НОД по ознакомлению с окружающим миром и беседы: «Воздух невидимка», «Воздух вокруг нас», «Воздух нужен всем». Вовремя занятий детям дать теоретические знания, рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций. Во время НОД или в режимных моментах, закрепить полученные знания в процессе экспериментирования. Т. е. подводить детей к тому, что данную информацию нужно проверить или найти ответ самостоятельно.
1 «Существование воздуха»
В данном эксперименте доказать существование воздуха. Для этого мы используем емкость с водой, стаканчик и трубочку. Использовать несколько тазиков с водой и стаканчик на каждого ребенка.
Сначала детям задается вопрос: «Где есть воздух?»
Дети: он везде и т. д.
После детям напоминается, что они настоящие исследователи и, что им нужно все обязательно проверить, проведя, эксперимент.
Попросить детей перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Далее обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.
Воспитатель: что получается? попадает ли вода в стакан? почему нет?
Далее подвести детей к выводу, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
2. «Есть ли в воде воздух?»
Ребятам задается вопрос «Как вы думаете, есть ли в воде воздух?».
Дети скорее всего ответят, что его там нет. Воспитатель предлагает им проверить все самим.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.
Воспитатель: что получается?
Дети: получается буря в стакане воды.
Дети делают вывод, что в воде тоже есть воздух.
3. «Что легче вода или воздух?»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что легче воздух или вода?.
Ответы детей могут разделиться. Воспитатель предлагает им проверить все самим.
Для этого понадобятся надувные игрушки и емкость с водой. Детям предлагается окунуть игрушку на дно емкости. У детей это не выходит, тогда воспитатель спросит у детей, почему не выходит.
Дети: игрушки большие, что-то их держит (возможно некоторые дети догадаются что в этих игрушках воздух).
Дети с небольшой помощью воспитателя, приходят к выводу, что воздух легче воды.