Татьяна Коновалова
Конспект занятия по экспериментированию «Камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Такие разные камни»
Воспитатель Коновалова Татьяна Анатольевна.
Цель: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умение детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Камень“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Оборудование: камни, стаканы с водой, вата, схемы-правила, деревянные бруски, лупы, молоток, посылка с камешками и мелом, ноутбук, презентация на тему: «Горы», салфетки, глобус. подносы на каждого ребенка.
Ход занятия.
,
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Добрый день, мои друзья.
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех
Ждёт сегодня всех успех.
А ещё скажу я вам -
Улыбнитесь всем гостям!
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Кто знает что это? Правильно, это глобус. А что такое глобус (Это модель земли). Посмотрите, какой он разноцветный. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (ответы детей). Правильно, коричневым цветом обозначены горы. Они бывают разной высоты. Не очень высокие горы покрыты лесами, а на горах повыше ничего не растет. Самые высокие горы покрыты снегами, которые никогда не тают. Из за сильных ветров, дождей горы разрушаются, от них откалываются камни, поэтому камни можно встретить повсюду. Ребята, а как вы думаете, как ещё называются камни? (полезные ископаемые). Почему полезные? (они полезны для людей, какую пользу). А почему ископаемые? (потому что нужно приложить немало усилий, чтобы добыть эти камни).
Ребята, сегодня утром почтальон принёс мне письмо. Его написала нам Хозяйка медной горы. Послушайте, что она пишет. «Дорогие ребята. Я посылаю вам конверт с предметами. Чтобы узнать, что это за предметы, вы должны отгадать загадки. Как только вы их отгадаете, расскажите мне о свойствах этих предметов». Давайте отгадаем первую загадку.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Правильно, ребята это камень. Чтобы побольше узнать о свойствах камня я предлагаю отправиться в лабораторию. Напомните мне, пожалуйста, что такое лаборатория. (Это помещение, где проводятся опыты). Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории (рассматриваем план – схему и повторяем технику безопасности).
Теперь давайте посмотрим на камешки, которые лежат у вас на столе. как вы думаете, на какие группы можно их разделить (ответы детей). Правильно, камни бывают большие и маленькие, тёмные и светлые, гладкие и шероховатые.
Опыт №1.
Давайте с вами проведем первый опыт. Возьмите в руку кусочек пластилина и сожмите его. А теперь попробуйте это же сделать с камнем. Что мы видим? Пластилин мы смяли, а камень не смогли. Отсюда вывод: камень твердый. А сейчас я предлагаю вам сделать разминку. Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Вот мы с вами поиграли и я предлагаю продолжить наши исследования.
Опыт №2.
Возьмите деревянный брусок и положите его в ёмкость с водой. Что с ним произошло? Давайте проделаем то же с камнем. Что с ним случилось? Почему? Правильно, он тяжёлый.
Ребята, а в конверте, который нам прислала Хозяйка Медной горы, ещё что то лежит. Отгадайте загадку:
Любят дети все на свете,
На асфальте рисовать,
Камнем, что крошится быстро,
- Как же чудо то назвать?
Правильно, ребята это мел. Мел – это тоже камень Давайте познакомимся со свойствами мела.
Опыт №3.
Возьмите кусочек мела, положите его на досточку и попробуйте разбить его молоточком. Что у вас получилось7 Мел раскололся на много частей. Значит делаем вывод: мел хрупкий.
Опыт №4.
Опустите кусочек мела в воду и помешайте воду палочкой. Что мы видим? Вода помутнела. Вывод: мел растворяется в воде.
Опыт №5.
А сейчас я предлагаю вам взять камень и провести им по чёрному картону. Что получилось? Мы видим еле заметную царапину. А сейчас то же самое проделаем мелом. Что получилось? Остался белый след. Отсюда мы можем сделать вывод: мелом можно рисовать.
Ребята какие мы сегодня молодцы. Как много нового мы сегодня узнали! Давайте с вами вспомним, какими свойствами обладают камни? (разные, тяжелые, твердые, разноцветные, мел растворяется в воде, крошится и им можно рисовать).
Как еще называют камни? (полезные ископаемые).
Мы все это обязательно напишем Хозяйке Медной горы.
Ребята, посмотрите, что она нам ещё прислала. Это наборы цветных мелков.
Я предлагаю вам нарисовать для Хозяйки медной горы рисунки и отослать ей.