Цуканова Наталия Александровна
Экспериментальное изучение речи у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по выявлению уровней речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью и задержкой психического развития в среднем дошкольном возрасте. Материал статьи включает сравнительный анализ особенностей речи детей рассматриваемых категорий.
Ключевые слова: дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, задержка психического развития, развитие речи.
Публикация «Экспериментальное изучение речи у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются разнородной группой, имеющие широкий спектр нарушений в физическом, психическом или интеллектуальном развитии. Зачастую эти нарушения затрудняют жизнедеятельность ребенка, а также мешают ему взаимодействовать с обществом и окружающим миром. На сегодняшний день общим и наиболее выраженным недостатком является нарушение речи у детей всех рассматриваемых категорий. Так как речь является главным средством общения и познания окружающего мира, активное усвоение ребенком родного языка является необходимым условием социализации ребенка.
На рубеже XX-XXI веков появилось много психолого-педагогических ис- следований, посвященных изучению речевого развития у детей с ограниченны- ми возможностями здоровья (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Среди них можно выделить работы, направленные на изучение импрессивной (Т. П. Горюнова, Г. И. Жаренкова, Р. Е. Леви- на, Г. В. Чиркина) и экспрессивной (Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер) сторон речи. Недостаточная сформированность когнитивных функций, а также нарушение познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ негативно влияет на рече- вое развитие детей. У дошкольников отмечается трудности понимания обра- щенной речи, преобладание импрессивной стороны речи над экспрессивной, нарушения фонематического слуха, бедность предметного и глагольного слова- ря, нарушение состояния слоговой структуры, а также особенности развития активной речи.
Научная значимость заключается в обобщении и систематизации данных о специфике речевых нарушений у детей рассматриваемых категорий.
Для исследования уровня речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью и задержкой психического развития использовался педагогический эксперимент.
Цель эксперимента: провести сравнительное исследование импрессивной и экспрессивной сторон речи у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Определить уровень понимания речи у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
2. Сравнить уровни понимания речи детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью и задержкой психического развития;
3. Определить уровень развития экспрессивной речи у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе эксперимента использовались методики Стребелевой Е. А. и Вол- ковской Т. Н. Данное исследование проводилось в январе – феврале 2020 года на базе МБ ДОУ детский сад № 17 комбинированного вида и МК ДОУ детский сад №13 компенсирующего вида г. Орла. В исследовании приняли участие 15 детей среднего дошкольного возраста, из них 5 с расстройствами аутистическо- го спектра, 5 с умственной отсталостью и 5 с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленными нами целью и задачами была проведена предварительная работа:
1. Беседа со специалистами (учителем-дефектологом, логопедом, психологом) о психофизических и интеллектуальных особенностях каждого ребенка.
2. Знакомство с детьми.
По итогам проведенного исследования было установлено, что дети с расстройством аутистического спектра по состоянию речевого развития находятся на уровне ниже среднего. В процессе диагностики отмечались их медлительность, безынициативность и отсутствие интереса к заданиям. Дошкольники плохо понимают обращенную речь и выполняют установки по упрощенной инструкции. Не соотносят название предметов с их функциональными назначениями и хаотично указывают на иллюстрированный материал, после обучения не могут выполнить задания. Плохо ориентируются в заданиях с простыми пред- логами, как правило выполняют одну инструкцию с предлогом «в». Большая часть исследуемых дошкольников с расстройствами аутистического спектра способна после нескольких повторений выделить формы единственного и множественного числа существительных. Также, можно отметить, что дети плохо разделяют звуки родного языка и слова близкие по звучанию. Предметный и глагольный словарь дошкольников достаточно беден, они указывают на пред- меты, но не называют их. Им свойственна вокализация и грубое искажение звуко-слоговой структуры, а также нарушение темпа и ритма речи.
Речевое развитие детей с умственной отсталостью находится на уровне ниже среднего. При проведении обследования у дошкольников наблюдались нейтральное отношение к заданиям и низкий темп деятельности. Дети плохо понимают обращенную речь и испытывают затруднения при выполнении установок, направленных на соотношение предметов с их функциональным назначением, после обучения часть детей могли повторить установки самостоятельно. Дети знают значение предлога «в» и «на» и могут выполнить установки с другими предлогами после обучения. Большинство дошкольников успешно справились с дифференциацией форм единственного и множественного числа. Они плохо разделяют звуки и слова близкие по звучанию. Предметный и глагольный словарь беден. После нескольких повторений дети могут повторить звукоподражания и отдельные односложные слоги. Отмечается нарушение темпа и ритма речи, которые существенно замедленны.
Понимание обращенной речи у с задержкой психического развития находится на среднем и высоком уровнях. При проведении обследования отмечались положительная реакция и кратковременный интерес к заданиям, а также быстрота их выполнения. Дошкольники соотносят предметы с их функциональными назначениями, выполняют инструкции с простыми предлогами, иногда допуская ошибки. Безошибочно выделяют формы единственного и множественного числа имени существительного. При обследовании фонематического слуха было выявлено, что дети различают слова близкие по звучанию, но при выборе иллюстрированного материала некоторые дети опираются на реакцию взрослого. Задания, направленные на обследование уровня предметного и глагольного словаря, показали, что дети дают быстрые односложные ответы, которые потом не могут аргументировать. Активная речь находится на среднем уровне, они перечисляют предметы, изображенные на картинке, но не объединяют их в единую смысловую линию.
Сравнительный анализ трех групп детей с ограниченными возможностями здоровья по методике Стребелевой Е. А. и Волковской Т. Н. показал, что по пониманию обращенной речи дошкольники занимают высокий и средний уровни. Однако дети с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью выполняли задания по упрощенным инструкциям и испытывали затруднения при выполнении установок с простыми предлогами. Умственно отсталые дошкольники выполняли инструкцию с предлогами «на» и «в», однако дошкольники с расстройствами аутистического спектра справлялись только с предлогом «в». Также, дети этих двух групп плохо соотносили предметы с их функциональными назначениями. Разделение форм единственного и множественного числа имени существительного не вызвало затруднений у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, а дети с расстройствами аутистического спектра могли выполнить это задание после обучения. При обследовании фонематического восприятия было установлено, что до- школьники с задержкой психического развития различают слова близкие по звучанию, а у детей других групп отмечалось нарушение дифференциации предложенных слов. Предметный и глагольный словарь детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью достаточно беден, они указывают на иллюстрированный материал, но не называют его, в отличии от до- школьников с задержкой психического развития, которые дают односложные ответы на вопросы экспериментатора. Проверка произношения слов различной слоговой структуры показала, что большинство детей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью не могут повторить предложенные слова, так как имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени. Дети с задержкой психического развития с легкостью повторяют слова. Активная речь представителей третьей группы находится на среднем и ниже среднего уровнях, некоторые из них перечисляют предметы, изображенные на картинке, а другие дают односложные ответы. Сравнительный анализ свидетельствуют, о том, что у детей с задержкой психического развития речь во всех ее проявлениях развита лучше, чем у дошкольников с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Однако, дети с умственной отсталостью дают лучшие результаты по сравнению с детьми с расстройством аутистического спектра.
На сегодняшний день проблема формирования речи у детей с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью и задержкой психического развития является одной из актуальных психолого-педагогических проблем, так как у них отмечаются отклонения в речевом развитии с разной степенью тяжести. В процессе эксперимента было зафиксировано, что каждая группа детей имеет свои особенности. Дошкольники с расстройством аутистического спектра не понимают значения глаголов с различными предлогами и не способны дифференцировать слова близкие по звучанию. Дети с умственной отсталостью имеют сложности в развитии произносительных умений, с трудом понимают обращенную речь и выполняют установки по упрощенной инструкции. У детей с задержкой психического развития были обнаружены недостатки сформированности грамматического строя речи и бедность словаря. Изучение развития речи детей данных категорий требует дополнительных исследований, что поможет выявить специфические особенности речевого онтогенеза до- школьников с ОВЗ.
Список литературы
1. Антипова Ж. В. Актуальные проблемы специальной психологии и кор- рекционной педагогики. Вып. 3. – М. : Московский психолого-социальный уни- верситет (МПСУ, 2016. – 681 c.
2. Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В. Дошкольная дефек- тология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (со- временные подходы). – М., 2012. – 635 c.
3. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обсле- дования. – М. : Издательский дом образование плюс, 2009.
4. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной пси- хологии: учеб. пособие для СПО. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 176 с.
5. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями ин- теллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика». – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 199 с.
6. Кукушкин И. И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований // Дефектология. – 2015. – №1. – С. 32-41.
7. Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с аутизмом: варианты развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №1. – С. 25- 32.
8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. : Академия, 2014. – 324 с.
9. Писарева Л. Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб. : ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016. – 112 с.
10. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н., Шматко Н. Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
11. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специаль- ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М. : Издатель- ский центр «Академия», 2002.