Милашич Татьяна
Экспериментальное исследование процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальное исследование процесса формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
1. Выявление уровня сформированности культурно - гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Констатирующий эксперимент
Экспериментальное исследование процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет проводилось на базе второй младшей группы «Воробышки» детского сада №87 «Улыбка».
Публикация «Экспериментальное исследование процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Исследование состоит из 3 этапов :
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Для проведения эксперимента нами были подобраны две методики:
1. Изучение культурно - гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
2. Изучение осознания ребенком правил, регулирующих бытовую деятельность и представлений о предметах, используемых в культурно - гигиенических целях.
Методика №1. Изучение культурно - гигиенических навыков
у детей 3-4 лет.
Цель: Выявить уровень сформированности культурно - гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
Проведение исследования. Наблюдение за детьми в естественных условиях при выполнении режимных процессов, в течение 7 дней.
Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по следующей схеме.
В соответствии с программой, навыки опрятной еды включают умения:
1. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умения:
1. Мыть лицо, руки перед едой, после прогулки, туалета;
2. Закатывать рукава;
3. Смачивать руки;
4. Брать мыло, намыливать до появления пены; смывать мыло
5. Насухо вытирать руки, аккуратно складывать полотенце и повесить в свою ячейку;
6. Пользоваться носовым платком;
7. Пользоваться расческой.
Навыки снимания и надевания одежды в группе и на прогулку в определенном порядке:
1. колготки и носки;
2. легкую одежду (футболку, шорты, юбку или платье);
3. теплые брюки, свитер;
4. обувь;
5. куртку;
6. шапку; шарф, варежки или перчатки;
7. аккуратно складывать все в кабинку и на стульчик.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то:
за самостоятельно мотивированное правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;
за действие выполненное с неточностями или по напоминанию взрослого -2 балла;
за неумение или отказ выполнять действие – 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому навыку – 21, в целом по трем навыкам – 63 балла.
Методика №2. Изучение осознания ребенком правил, регулирующих бытовую деятельность и представлений о предметах, используемых в культурно - гигиенических целях.
Цель: Выявление уровня осознания детьми правил, регулирующих бытовую деятельность.
Материал: Беседа проводилась в свободной форме по трем картинкам :
1. Поведение за столом;
2. Моем руки правильно;
3. Алгоритм одевания.
Детям предлагались вопросы: расскажи, как правильно умываться, когда нужно умываться, зачем нужно умываться, как правильно есть, нужно ли во время еды быть спокойным, зачем нужно кушать, как правильно одеваться, почему именно так нужно одеваться, зачем нужно одеваться.
С детьми проводились индивидуальные беседы, но, в случаях, когда дети стеснялись, не могли раскрыться, беседы проводились с двумя детьми, чтоб ребятам легче было расслабиться. Во время индивидуальной и парной беседы дети рассматривали картинки, обсуждали их, мы проводили съемку, а затем поставили оценки, когда это было возможно (не все дети активно включались в беседу, некоторые еще плохо владеют речью). Многие дети осознают необходимость и причины правильного умывания, одевания и питания.
Олеся М. : «Тепло надо одеваться зимой, потому что холодно. Если не оденешься, замерзнешь. Лицо нужно умывать, чтобы было чистое, чтобы микробы не остались, чтобы они счистивались пастой.»
Максим Г. «Мыть руки надо, чтобы ужинать. Мылом надо мыть, чтоб не пахло.»
Ярослав Б. «Надо, чтобы смывались микробы. Нам нужна вода и мыло.»
Аня Ш. «Нужно не качаться, не баловаться за столом. Не разговаривать. Потому что подавишься, чтобы ничего не раскидывать.»
Карина М. «Кушать надо, чтобы вырасти большим, как большие человеки.»
По каждому критерию ребенок получил от трех до пяти оценок, на их основании мы вывели среднюю арифметическую оценку, которую представили в таблицах 1.1 и 1.2.
Также проводилась работа с родителями. Родителям было предложено (по желанию) заполнить анкеты, в которых они сами оценили сформированность данных навыков. Надо отметить, что только 7 из 12 (51%) родителей заполнили анкеты, и родительская оценка в подавляющем большинстве случаев не отличалась от нашей.
По каждому критерию детям были поставлены не менее семи оценок (в разные дни, пять из них – на основании наблюдения, одна – на основании беседы с детьми и седьмая – родительская. Затем была выведена средняя арифметическая оценка.
Затем в соответствии с приведенной ниже градацией определили уровни сформированности КГН у детей контрольной и экспериментальной групп, уровни сформированности культурно-гигиенического навыка :
Высокий уровень (21- 19 баллов) - навык сформирован;
Средний уровень (18 - 13 баллов) – навык находится в стадии становления;
Ниже среднего (менее 13 баллов) – навык не сформирован.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков в целом :
Высокий уровень (63- 57 баллов) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (57 - 38 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (менее 38 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Таблица 1.1. Оценка детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.
Навыки аккуратной еды Навыки умывания Навыки одевания и раздевания Всего
Имя
ребенка Возраст
Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень
Даша 3г. 4м. 16,5 С 14,2 С 10,2 Н 40,9 С
Костя 3г. 8м. 15,5 С 13,8 С 10,7 Н 40,9 С
Виолетта 3г. 10м. 16,4 С 12,8 Н 10,7 Н 39,9 С
Карина 3г. 6м. 16,4 С 15,3 С 10,9 Н 42,6 С
Кирилл 3г. 9м. 16,5 С 16,2 С 12,0 Н 44,7 С
Энхо-Бато 3г. 9м. 16,0 С 13,1 С 10,6 Н 41,9 С
Таблица 1.2. Оценка детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента.
Навыки аккуратной еды Навыки умывания Навыки одевания и раздевания Всего
Имя
ребенка Возраст
Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень
Ярослав 3г. 10м. 16,4 С 15,7 С 11,0 Н 40,9 С
Олеся 3г. 8м. 15,7 С 17,4 С 15,8 С 40,9 С
Настя 3г. 6м. 12,6 Н 16,1 С 10,1 Н 39,9 С
Максим 3г. 7м. 15,1 С 14,3 С 11,9 Н 42,6 С
Аня 3г. 11м. 14,7 С 16,7 С 9,7 Н 44,7 С
Глеб 3г. 7м. 14,0 С 17,7 С 9,5 Н 41,9 С
Анализ результатов показал, что у 100 % детей уровень сформированности КГН находится на среднем уровне, т. е. навыки находятся в стадии становления. 87 % детей овладели навыками аккуратной еды и умывания, но навык одевания и раздевания практически не сформирован.
Нет ни одного ребенка с высоким уровнем сформированности КГН. Каждому еще нужны указания, напоминания, подсказки, помощь, контроль. Так, почти все дети умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно едят и пьют, стол после принятия пищи остается довольно чистым. За столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами. Но вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 4 человека (Даша, Карина, Олеся и Настя). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Энхэ-Бато, после того, как поел, стал мешать другим ребятам. У Насти К. не сформирован навык аккуратного питания, за столом сидит, развалившись, крошит хлеб, разговаривает с полным ртом. В обеих группах было замечено, что часто дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды.
Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета, но после напоминания, плохо намыливают руки, небрежно вытираются, роняют полотенца. Почти не сформирован навык умывания у Виолетты Е., руки моет небрежно, не любит пользоваться мылом. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп (в основном у мальчиков) замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя вымыть лицо и причесаться. Девочки с длинными волосами еще не могут причесаться сами.
Необходимо отметить общий низкий уровень развития навыков одевания и раздевания. Только один ребенок (Олеся М.) может полностью самостоятельно приготовиться ко сну и без напоминания правильно сложить свою одежду на стульчик. Остальным детям требуется помощь при выворачивании носков, колготок, подсказки при складывании одежды. Но наиболее сложен для детей процесс одевания на прогулку. В поисках причины такого отставания, мы провели наблюдение за процессом одевания и раздевания детей утром и вечером, когда дети приходят и уходят из детского сада. Бросается в глаза привычка родителей торопить детей, не давать им даже попробовать самим застегнуться, снять обувь, сложить свою одежду и прочее. Часто родители говорят, что ребенок еще маленький, научится позже, в другой раз, одна мама даже при заполнении анкеты отметила, что детям еще рано предлагать самим надеть шапку, шарф, застегнуться. В то же время родители критикуют своих детей и часто приводят в пример Олесю, что также не стимулирует малышей, а, наоборот, вызывает реакцию делать «назло», капризничать. Также объективной причиной низкого уровня развития навыка одевания и раздевания у детей данной группы является отсутствие прогулок в течение зимы из-за температурного режима, а затем, из-за карантина.
2. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Формирующий эксперимент
Для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с выявленным низким и средним уровнем применим дидактические игры. Мы предполагаем, что игровые упражнения и игры, будут способствовать успешному освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Цель формирующего эксперимента : повышение уровня развития культурно - гигиенических навыков посредством дидактических игр и игровых упражнений у детей 3- 4 лет.
Для осуществления данной цели требовалось разработать календарно-тематическое планирование, предварительно подобрав дидактические игры и игровые упражнения, особенное внимание уделив формированию навыков одевания и раздевания. Для этого нами были разработаны авторские игры для развития навыка застегивания на молнии, пуговицы и кнопки «Светофор», «Радуга».
Т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и в вечернее время. Для того чтобы родители активнее включались в работу, нами была разработана игра «Веселые перчатки», материалы для которой создавали сами родители. Это повысило эмоциональный настрой всех участников педагогического процесса, родители заинтересовались нашим экспериментом, поддерживали его, продолжая и дома играть с детьми.
Календарно - тематический план реализовывался в течение восьми недель, в период с марта по май, в первую и вторую половину дня. Работа осуществлялась в утренние и вечерние отрезки времени как индивидуально, так и по подгруппам. Главное условие – регулярность работы, а также непрерывность воспитательного процесса. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Все игры были разделены по группам:
• на формирование навыков личной гигиены;
• на формирование навыков опрятной еды;
• на формирование навыков снимания и надевания одежды в определённом порядке;
• на формирование навыков мытья рук.
Каждые две недели целенаправленно организовывались игры одной группы, а в свободное время по желанию детей и с учётом сформированности навыков организовывались игры предыдущих недель.
Первые две недели были посвящены играм по формированию навыков личной гигиены. Так же эти игры способствовали закреплению знаний детей о предметах гигиены и их назначении.
Для более успешного формирования и закрепления навыков личной гигиены проводились игры, сочетающие в себе словесный и наглядный методы, использовались потешки, присказки, которые очень нравятся детям. Показ любого игрового действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь сложим ладошки и превратим их в лодочки»). Это помогало детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Мы старались добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, в правильной последовательности. В отдельных случаях, например с Настей, приходилось производить полный пассивный показ действий, чтобы ребенок усвоил необходимые действия.
Следующие две недели были посвящены играм на формирование навыков опрятной еды за столом. В играх дети знакомились с назначением посуды, обучались выполнению предметно-игровых действий (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки, кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, поить куклу компотом).
Дидактические игры с куклой вызывали особый интерес у детей. Эти игры помогали активизировать даже самых застенчивых и малоактивных детей, способствовали проявлению детского творчества. При коллективном проведении игры дети имели возможность помогать друг другу. Сервируя стол для чаепития кукол Ярослав и Олеся, помогали Максиму и Ане. Оказывая непосредственную помощь своим сверстникам, дети сами стремились к правильному качественному выполнению игровых действий и операций.
Для обогащения содержания дидактических игр использовались интересные для детей литературные сюжеты и знакомые персонажи: Малышарики, бабушка Федора. Игры были организованы в виде маленьких сценок. Между детьми распределяли роли, которые носили обучающий характер. Дети с большим удовольствием включались в данную игру. Максим, Аня, Олеся старались не только правильно выполнить игровые действия, но и давали пояснения, почему так надо поступить. Вместе с механическим навыком шло словесное усвоение и закрепление названия основных операций и предметов столового обихода. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы давали дополнительные возможности педагогу быстро научить детей определенной последовательности операций, из которых складывалось каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно.
Об активном освоении навыков культуры поведения за столом (не разговаривать, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой) свидетельствовало появление жалоб-заявлений от детей, адресованных воспитателю. Так, Аня, заметив нарушение правил другими детьми во время обеда, сообщила об этом взрослым. Таким образом, она стремилась убедиться, что сама правильно понимает правила поведения и получить поддержку со стороны воспитателя. К таким жалобам мы старались относиться максимально внимательно, подтверждая, что девочка правильно понимает общественное требование. При необходимости воспитатель подсказывал, как нужно поступить, если дети заметили нарушение.
В первую и вторую неделю апреля проводились дидактические игры, связанные с развитием навыков в снимании и одевании одежды. Дети закрепляли навыки в последовательном одевании и снимании одежды, застегивании пуговиц и застежек, завязывании шнурков, подборе одежды соответственно погодным условиям и одевания её в нужной последовательности. Эта группа игр понравилась детям больше всего.
В начале игр с детьми проводились беседы, которые способствовали правильному выполнению игровых действий. Отработка навыков проходила по принципу усложнения. Сначала воспитатель демонстрировал действия на кукле, затем привлекал ребёнка и процесс осуществлялся совместно. Следующим этапом было – самостоятельно одеть куклу, не нарушая последовательности. И в качестве закрепления навыка ребёнку предлагалось одеть себя.
Стоит отметить тот факт, что в процессе нашей работы дети стали чаще обращать внимание на свой внешний вид. Так, девочки начали приглядываться к себе, сравнивать, насколько они аккуратно одеты на прогулку или после дневного сна. Мы ненавязчиво обращали внимание мальчиков на изменения в их внешнем виде. Смотря в зеркало, малыши не только открывали себя, но и оценивали свой внешний вид, соотнося его с представлением об эталоне. Все дети, подражая друг другу, старались устранить неряшливость и ошибки в своей одежде и внешности: поправляли носочки, застёгивали пуговицы, стряхивали с одежды мусор.
Для формирования навыков мытья рук и личной гигиены были организованы игры во второй половине апреля. В процессе игр закреплялся навык детей последовательно выполнять действия при мытье рук, намыливать руки с внешней и внутренней стороны, самостоятельно умывать лицо.
Для игр были специально подобраны наборы материалов по гигиеническому воспитанию: разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе игр педагог сообщал детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формировал у детей представление о пользе чистых рук. В работе широко использовался прием поощрения, но мы старались этим не злоупотреблять. Главное было сделать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
Включение в игру сказочного персонажа Мойдодыра способствовало тому, что дети могли давать моральную оценку действиям героев сказки. Несомненно, что сначала она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребё нка к персонажу: нравится, значит, «хороший», не нравится, значит, «плохой». Но постепенно дети формулировали пояснения : плохой, потому что грязный, немытый, его все боятся, с ним не хотят дружить, от них все убегают. Работа способствовала тому, что у детей начинали складываться моральные понятия "хорошо", "плохо".
Таким образом, мы предполагаем, что использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе в сочетании с разнообразными формами работы, смогло повысить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявление эффективности работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Контрольный эксперимент
Для объективной оценки изменений уровня культурно - гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет в контрольной и экспериментальной группах, нами был проведен контрольный эксперимент.
Цель вторичной диагностики: выявить эффективность влияния дидактических игр на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Основные методы исследования на данном этапе : наблюдение, беседа, качественный и количественный анализы результатов исследования, методы наглядного представления результатов исследования.
Затем в соответствии с приведенной выше градацией, распределили детей по уровням, данные представили в виде таблиц 3.1. и 3.2.
Как мы видим из таблиц, общий уровень сформированности КГН у 100% детей контрольной группы остался на среднем уровне, в экспериментальной группе уровень КГН у троих детей поднялся до высокого.
Таблица 3.1. Оценка детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента.
Навыки аккуратной еды Навыки умывания Навыки одевания и раздевания Всего
Имя
ребенка Возраст
Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень
Даша 3г. 6м. 17,2 С 15,3 С 11,7 Н 44,2 С
Костя 3г. 10м. 16,4 С 15,2 С 12,2 Н 44,2 С
Виолетта 3г. 12м. 16,4 С 13,1 С 10,7 Н 39,9 С
Карина 3г. 8м. 16,4 С 15,8 С 11,9 Н 42,6 С
Кирилл 3г. 11м. 16,8 С 16,9 С 13,0 С 44,7 С
Энхо-Бато 3г. 11м. 16,7 С 14,4 С 11,2 Н 41,9 С
Таблица 3.2. Оценка детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента.
Навыки аккуратной еды Навыки умывания Навыки одевания и раздевания Всего
Имя
ребенка Возраст
Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень Средний балл уровень
Ярослав 3г. 12м. 18,7 В 19,9 В 18,6 В 57,2 В
Олеся 3г. 10м. 19,2 В 19,7 В 18,3 В 57,2 В
Настя 3г. 8м. 16,3 С 18,8 В 14,3 С 39,9 С
Максим 3г. 9м. 18,0 В 16,5 С 15,5 С 50,0 С
Аня 4г. 1м. 20,3 В 20,1 В 17,3 С 59,2 В
Глеб 3г. 9м. 17,3 С 20,1 В 15,2 С 53,3 С
Чтобы более подробно проследить динамику сформированности КГН, округлим данные и сравним количество баллов и их прирост.
Результаты вторичной диагностики детей контрольной и экспериментальной групп значительно отличаются.
Таблица 3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Навыки
аккуратной
еды, баллы Навыки
умывания,
баллы Навыки
одевания,
баллы Общее количество баллов
Контрольная
группа Было 97 85 65 247
Стало 100 91 71 261
Прирост 3 6 6 15
Экспериментальная группа Было 89 98 68 254
Стало 110 115 99 324
прирост 21 17 31 69
С одной стороны, за время эксперимента дети обеих групп улучшили свои навыки. В первую очередь это связано с закономерным возрастным изменением детей, а также с элементарной тренировкой. Но дети экспериментальной группы, к которым применялось целенаправленное дополнительное воздействие посредством дидактических игр и упражнений, усвоили навыки гораздо лучше (набрали на 69 баллов больше, тогда как в контрольной группе изменения незначительные (15 баллов).
В целом, по результатам вторичной диагностики на высоком уровне сформированности культурно-гигиенических навыков находится 3 человека экспериментальной группы (50 %) Ярослав В., Аня Ш. и Олеся М. Дети хорошо справляются с мытьём рук, соблюдают правила поведения за столом, проявляют самостоятельность в процессе одевания и снимания одежды.
Ярослав стал самостоятельно мыть лицо и руки, при необходимости практически без напоминаний использует носовой платок, в процессе приёма пищи все предметы использует по назначению. Однако культура поведения за столом по-прежнему пока страдает: ребёнок может разговаривать, забывает благодарить персонал.
Максим, Глеб, Настя остались на прежнем среднем уровне, но каждый по результатам контрольного эксперимента набрал большее количество баллов по сравнению с констатирующим. Это говорит о качественном изменении навыков в сторону улучшения. У этих детей изменилось поведение за столом. Они не только старались не разговаривать за столом сами, но и делали замечание тем, кто нарушал это правило. Во время приёма пищи используют салфетки по назначению, не разбрасывают их по столу, а аккуратно складывают у своих приборов. Настя перестала теребить хлеб и качаться на стуле. Выходя из-за стола, дети стараются не забывать благодарить персонал. Все дети освоили навык пользования носовым платком.
Также мы видим, что наибольшая динамика развития наблюдается в области навыка раздевания и одевания. Это связано с его первоначальным низким освоением. Как только мы начали проводить целенаправленную работу в этом направлении, появился значительный положительный сдвиг.
Ни один ребенок экспериментальной группы на конец эксперимента не имеет низкий уровень сформированности навыка, 67 % детей освоили навык до среднего уровня, а 33 % детей и до высокого уровня. Дети стали проявлять больше самостоятельности и инициативы в процессе одевания и снимания одежды: аккуратно размещали одежду в шкафчике, помогали друг другу справиться с застёжками различного типа. Но испытывают трудности в определении правой и левой обуви, нелегко им дается и складывание одежды, выворачивание колготок и носков. В целом, детям легче даётся процесс раздевания, чем одевания.
Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью говорить, что использование дидактических игр позволяет сделать работу по формированию культурно-гигиенических навыков более разнообразной, интересной, насыщенной. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что благодаря систематическому использованию дидактических игр, удалось повысить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Но работа по данному направлению не может считаться оконченной. Полученные навыки необходимо закрепить и довести до автоматизма у каждого ребенка.