Лысенко Виктор
Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетическое направление
ТЕАТР-СТУДИЯ «ИМПРОВИЗАЦИЯ»
Срок реализации: 1 год
Уровни программы : Общекультурный (базовый)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
г. Луганск
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Экспериментальная программа театра импровизации для дошкольников» размещена в разделах
Проблема развития творческих способностей личности дошкольников является одной из приоритетных в педагогике, поскольку прогресс общества - это путь постоянного творчества, преодоления стереотипов и выработка новых, нестандартных, зачастую, неожиданных идей, оригинальных подходов и путей к их воплощению.
Театр - это синтез многих искусств: литературной деятельности (чтение пьесы по ролям, постановка спектакля); изобразительной деятельности (подбор одежды персонажей, рисование декораций, изготовление атрибутов); музыкальной деятельности (исполнение песен, инсценированных музыкальных произведений и тому подобное).
Театр - это мир искусства, который духовно обогащает человека, помогает глубже познать красоту окружающего мира.
Актуальность экспериментальной программы «Театр импровизации» заключается в том, что она предусматривает творческое развитие дошкольника, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Программа имеет практическое направление. Содержание программы нацелено на выявление и реализацию актерских способностей дошкольников, формирование коммуникативных навыков.
Экспериментальная программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных дошкольных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 5-6 лет.
Экспериментальная программа предусматривает использование технологии социального проектирования, игровых, информационно-коммуникативных, исследовательских технологий, а также технологии проведения культурно - массовых мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм художественно-эстетического воспитания дошкольников, сформировать некоторые актерские навыки.
Целью экспериментальной программы «Театр импровизации» является создание условий для личностного роста дошкольников, развитие их творческого потенциала посредством занятий театральной деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить
следующие задачи.
Обучающие:
познакомить дошкольников историей и театральным направлениям импровизации развития театрального искусства импровизации;
формирование знаний, умений и навыков театрального искусства импровизации;
способствовать овладению различными техниками ораторского
искусства импровизации.
Развивающие:
развивать природные задатки дошкольников, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, импровизацию;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание импровизацию;
развивать положительные эмоции и волевые качества; Воспитательные:
приобщать дошкольника к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает один уровня реализуемого содержания.
Первый уровень - общекультурный (базовый, включающий в себя один год обучения, комплектуется из обучающихся не имеющих навыков работы и не имеющих теоретических знаний. Учебные занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю, 144 часа в году).
Содержание программы представлено следующими направлениями:
1. Приобретение дошкольниками знаний о театре импровизации. Они знакомятся с театром как культурным учреждением и правилами поведения в театре. Процесс знакомства с непосредственными и опосредованными участниками спектакля происходит последовательно.
2. Использование знаний о театре импровизации в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольниками. Учебный процесс направлен на усвоение различных типов творческих упражнений, которые направлены на развитие понимания образа. Эти упражнения обеспечивают постепенное усложнение заданий. На их основе дошкольники подходят к организации самостоятельной театрализованной деятельности.
Формы организации деятельности с детьми предусматривают внедрение современных педагогических технологий, содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей дошкольника. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия детей в работе.
Усвоение программного материала оценивается по следующим критериям:
овладение основными умениями и навыками актерского мастерства, правилами работы над образом, требованиями к сценической речи;
наличие постоянного ощущения актерского ансамбля, чувство партнерства;
умение анализировать свою сценическую работу и работу партнера по сцене;
умение хорошо ориентироваться в разных сценических жанрах и амплуа и использовать приобретенные знания и умения в постановке номеров;
мастерское исполнение индивидуальной программы декламатора;
участие в театральной и концертной деятельности коллектива;
участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Показателем успешного освоения учебного материала программы является показах спектаклей, сценических миниатюр, по театральному искусству импровизации.
Прогнозируемые результаты.
Дошкольники должны знать :
о возникновении театрального искусства импровизации;
основные профессии в театре и их роль в создании импровизированного спектакля;
Дошкольники должны уметь :
менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;
двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;
ориентироваться в пространстве, равномерно распределяясь на сцене;
строить диалог с партнером на заданную тему;
составлять диалоги героев произведений
выразительно читать стихи, диалоги, монологи, пьесы;
подбирать к словам рифмы, четверостишия;
взаимодействовать с партнером на сцене;
- принимать участие в постановке спектаклей;
владеть навыками общения и коллективного творчества;
управлять своими эмоциями;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(общекультурный (базовый) уровень, 1 год обучения - 144 часа)
№
п/п Название раздела Всего
часов Количество часов
Теория Практика
1 Вступительное занятие. 2 2
2 Введение. Основы театральной азбуки импровизации. 7 2 5
3 Актерская пластика импровизации. 10 1 9
4 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать.) 20 1 19
5 Развитие голоса и речи 13 1 12
6 Театральный вокал 10 1 9
7 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 80 5 75
8 Итоговое занятие. 2 2
Всего 144 13 131
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие (2 часа)
Теоретические занятия: беседа с воспитанниками о цели, которая ставится перед ними в процессе обучения. Элементарные сведения о жанре и его направления. Техника безопасности при выполнении физических упражнений и усвоении необходимых навыков.
2. Введение. Основы театральной азбуки импровизации (7 часов)
Теоретические занятия:
Театр - как вид искусства.
Театр - одно из древнейших искусств.
Родина театрального искусства импровизации.
Народные истоки театрального искусства - обряды, игры, праздники.
Культ предков.
Возникновение российского и украинского театров импровизации.
Скоморохи - первые профессиональные актеры импровизации.
Возникновение театра в нашем городе.
Практические занятия: беседы с дошкольниками : «Что такое театр?», «Театр в моей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».
Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).
Русские народные игры; игры-импровизации в шутов.
Поход в театр.
3. Актерская пластика импровизации (6 часов)
Теоретические занятия: Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. Свободная выразительность движениями.
Практические занятия:
Имитационные импровизированные пластические игры.
Пластические импровизированные игры и упражнения.
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. Музыкально-пластические импровизации.
Действия с воображаемыми предметами.
4. Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). (20 часов)
Теоритические занятия:
Беседа Что такое Сторителлинг. Еще раньше, в древности, этот способ передачи информации называли — сказительством. Порой часто слышим, что это метафоры.
Практические занятия:
Сочинение классического сценария Сторителлинга;
1. вступительная часть с описанием ситуации и событий в Сторителлинге;
2. основная, средняя части рассказа;
3. решение данной проблемы;
4. заключительная часть.
Советы для работы над Сторителлингом:
Если живой персонаж, то гипотетический или реальный субъект. Может быть организация, а так же существо придуманное.
Должны в жизни персонажа произойти перемены, важные для него. Иначе история теряет смысл действительности.
Эмоционально насыщенная история, чтобы слушатель переживал и связывал себя с главным персонажем. Впоследствии эта история должна рассказываться другим людям, т. е. жить в их сердцах.
События должны быть реальными, задать ограничительные рамки т. е. указать место и время происходящего.
Благополучной истории нужна конкретность: реальные событие, явление, живые примеры, а не общие фразы, слова. Таким способом передаются другим артистам навыки, снижается стресс у новичков, если их преследует неудача. Или вдохновят на хорошие поступки ради своих сверстников и достижения актерского роста.
5. Развитие голоса и речи (13 часов)
Теоретические занятия: выразительность языка - основное
требование к речи актеров. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи.
Практические занятия:
Звуковая подача.
Сила голоса.
Упражнения на дикцию.
Творческие игры со словами.
Скороговорки, считалки импровизированная игра.
Диалоги.
Работа над логическими ударениями.
Речевые ситуации, их анализ.
Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе
сказочных сюжетов.
6. Театральный вокал (10 часов).
Теоретические занятия: музыкальное сопровождение при создании спектакля.
Практические занятия:
- упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных;
вокальные упражнения на разные слоги, пение звукоряда, музыкальные стишки, считалочки с элементами игры;
исполнения песен и музыкальных упражнений;
упражнения по хоровому пению (народные, детские песни);
- разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю.
7. Работа над импровизированной зарисовкой (80 часа)
Теоретические занятия: ознакомление с репертуаром. Распределение ролей.
Практические занятия:
Постановка импровизированного мини-спектакля на основе сказочных сюжетов.
Летопись театрального кружка : фотовыставка.
8. Итоговое занятия (2 часа)
-Практические занятия: Показ творческой работы спектакля. Подведение итогов работы за год, анкетирование. Поощрение лучших детей участников театра
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
/МЛАДШАЯ ГРУППА Ясли сад №127 (2021-2022г.)
№
п/п № урока
в теме Тема урока Дата проведения кол.
часов
по плану по факту
Работа по комплектованию группы
Работа по комплектованию группы
Работа по комплектованию группы
Работа по комплектованию группы
1 1 Вступительное занятие ТБ. Введение. Беседа.
Основы театральной азбуки импровизации. 2
2 2 Основы театральной азбуки импровизации. Народные истоки театрального искусства. 2
3 3 Актерская пластика импровизации. Игры имитационные пластические. 2
4 4 Основы театральной азбуки импровизации.
2
5 5 Развитие голоса и речи.
2
6 6 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
7 7 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
8 8 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
9 9 Актерская пластика импровизации
Игра мимики и жестов. 2
10 10 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
11 11 Развитие голоса и речи
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
12 12 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).
Развитие голоса и речи.
Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. 2
13 13 Актерская пластика импровизации.
Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
14 14 Актерская пластика импровизации.
Игры и упражнения на пластическую выразительность 2
15 15 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).
Развитие голоса и речи.
Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. 2
16 16 Актерская пластика импровизации.
Игры и упражнения на пластическую выразительность 2
17 17 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
18 18 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
19 19 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
20 20 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
21 21 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
22 22 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
23 23 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
24 24 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
25 25 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
26 26 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
27 27 Актерская пластика импровизации.
Игры и упражнения на пластическую выразительность 2
28 28 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
29 29 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
30 30 Развитие голоса и речи. Звуковая подача. Сила голоса. 2
31 31 Развитие голоса и речи. Звуковая подача. Сила голоса. 2
II полугодие
32 32 Вступительное занятие ТБ. Введение. Беседа. Актерская пластика импровизации. 1
1
33 33 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
34 34 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать).
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
35 35 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
36 36 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
37 37 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
38 38 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать). 2
39 39 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
40 40 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
41 41 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
42 42 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2
43 43 Театральный вокал. 2
44 44 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2
45 45 Актерская пластика импровизации. 2
46 46 Развитие голоса и речи
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
47 47 Развитие голоса и речи. Громкость речи.
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
48 48 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
49 49 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
50 50 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
51 51 Развитие голоса и речи. Громкость речи.
разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2
52 52 Развитие голоса и речи. Громкость речи.
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
53 53 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2
54 54 Театральный вокал. Разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2
55 55 Сторителлинг (искусство увлекательно рассказывать) 2
56 56 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю.
Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
57 57 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 1
58 58 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
59 59 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
60 60 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
61 61 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
62 62 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
63 63 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
64 64 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
65 65 Театральный вокал. - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. 2
66 66 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
67 67 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
68 68 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
69 69 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
70 70 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
71 71 Театральная игра (постановка и разыгрывание мини спектакля). 2
72 72 Итоговое занятие. 2
РАСМОТРЕНО
Протокол заседания
МО Дополнительного образования
от___ 08.2021 №___
СОГЛАСОВАННО
Зам. директора по УВР
.
(Подпись)
___ .08.2021
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербовская Н. П., Головина О. М., Уранова В. В. Искусство речи. - М., 1977.
2. Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа. №4,1991.
3. Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.
4. Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». - Белгород, 2007.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.
6. Ладыженская Т. А., Сорокина В. И., Никольская Р. И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.
7. Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
8. Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М. : Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.
9. Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004.
10. Петрова А. И. Сценическая речь. - М., 1981.
11. Сиротина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1974.