Евгения Риттер
Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы, приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение является первой ступенью общего образования, перед государством поставлена задача : подготовить новое поколение активных и любознательных детей. Согласно ФГОС необходимо создать оптимальные условия, при которых каждый ребенок может раскрыть и совершенствовать свои способности в познании окружающего мира.
Самым эффективным методом, который дает реальное представление о различных сторонах изучаемых предметов, является метод опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы, приемы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Любознательность – это одна из приоритетных черт поведения ребенка. Рождаясь, дети уже являются исследователями, потому что тянутся к познанию окружающей среды. С возрастом тяга к исследованию возрастает, поэтому опытно-экспериментальная деятельность помогает детям получать ответы на вопросы, которые их волнуют экспериментальным путем, выдвигая гипотезы, находя истину. Поэтому метод экспериментирования можно назвать одним из важнейших видов познавательной деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребенка, поэтому отметив положительные стороны экспериментирования, изучив работы отечественных педагогов (Лямина, Усов, Панько) именно метод эксперимента был взят нами за основу над активизацией познавательной деятельности детей.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Работа в этом направлении ведется во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности.
Для работы по опытно-экспериментальной деятельности нами были поставлены следующие задачи :
Образовательные:
- формирование представлений о свойствах и качествах предметов;
- формирование способности по определению взаимодействий предметов и явлений;
- формирование умений по выдвижению гипотез и способности сделать правильные выводы.
Развивающие:
- развитие умений сравнивать, сопоставлять, систематизировать и, анализируя, обобщать;
- развитие внимания и памяти;
- развитие навыков грамотной речи.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, организованности, аккуратности;
- воспитание взаимовыручке в коллективе.
Начиная работу по опытно-экспериментальной деятельности нами в каждой группе, с учетом возрастных особенностей разработаны перспективные планы, в которых отражены темы планируемых экспериментов, необходимых для лучшего познания живой и неживой природы.
Среди приемов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделили актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
- Проблемно-поисковый метод.
Воспитателем создается проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итог. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нем через дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к экспериментированию и стремлению получить результат.
- Наблюдение за объектом.
Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада, восприятие предметов и процессов, развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок погружают детей в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.
- Опыты и эксперименты.
На ряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплоченности коллектива.
При организации опытов нами используются следующие формы работы:
- демонстрационный;
- фронтальный;
- групповой.
Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности необходимо использовать различные методы и формы работы в комплексе, так как данный вид деятельности тесно связан с рисованием, чтению художественной литературы, физическим воспитанием, формированием математических представлений и музыкальным воспитание.
По характеру проведения опыты делятся на:
- эпизодические («Воздух и его свойства», «Вода – водица», «Глина – чудесница», «Песочные речи»)
- систематические (заполнения календаря природы, наблюдения за изменения в природе в разное время года).
По характеру познавательной деятельности опыт может быть :
- иллюстративный;
- поисковый;
- решение экспериментальных задач.
Виды занятий по экспериментированию :
- Игры – эксперименты. На занятии присутствуют сказочные персонажи, которые принося задания или просят о помощи (царство снега и льда, в гостях у феи воздуха и др.)
- Моделирование. Знания о свойствах предметов получают через построение моделей, реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние).
- Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру (представление о свойствах почвы, воды, воздуха)
Для развития познавательной деятельности и навыков умения работать самостоятельно, в группах оборудованы мини-лаборатории. При активной помощи родителей в наших лабораториях имеются разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, увеличительные стекла, колбы, пипетки. Оборудование постоянно пополняется, недавно лаборатории старшей и подготовительной групп пополнилось микроскопами. Для работы в лаборатории была приобретена спецодежда: белые халаты и пилотки.
Перед проведение опыта детям сообщается цель или задача, которую необходимо решить, дается время на обдумывание, после чего дети выдвигают свои гипотезы по данной проблеме. Чтобы у детей оставалось чувство первооткрывателей итоговый результат заранее не сообщается, в ходе эксперимента нет временных рамок, так как гипотезы, выдвинутые детьми, не предсказуемы. При проведении опытов в лаборатории тишина не возможна, потому что, занимаясь опытами, ребенок увлечен работой, а значит раскрепощен и каждый хочет сказать свою точку зрения. В процессе работы необходимо выслушать все предлагаемые способы решения задач и коллективно найти нужное решение.
Подведение итога и формулировка – это один из важнейших этапов эксперимента. При формулировании вывода необходимо стимулировать речь детей, ставя наводящие вопросы, необходимо требовать развернутого ответа.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности тесно сотрудничаем с родителями по следующим формам:
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- помощь в создании опытно-экспериментальной среды;
- консультации;
- родительские собрании;
-создание совместных проектов.
Таким образом на протяжении всего периода обучения в детском саду, воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности так и самостоятельно в различных режимных моментах, что способствует развитию активности, познавательного интереса, самостоятельности, целеустремленности.
Только через действия ребенок сможет познать мир, его многообразие и определить свое место в нем.