Анна Ширкова
Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме "Свойства воздуха" с использованием ЭОР.
Цель: экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Публикация «Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: „Свойства воздуха“ с использованием ЭОР,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивают системное мышление.
Задачи:
• закрепить знания детей о свойствах воздуха :
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
• развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
• воспитывать экологическую культуру;
• воспитывать аккуратность при работе.
Дети уже знакомы с исследовательским методом, его этапами: подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете; понаблюдать; провести эксперимент. Так же знакомы с методом записи результатов исследования - пиктограммы. Последовательность экспериментальной деятельности соблюдена. Была выбрана тема исследования.
Использование ЭОР :
Для дополнительной мотивации выбора темы использовался показ презентации «Воздух». Дети заинтересовались проблемой чистоты воздуха и его свойствами.
Этапы исследования – подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете были пройдены. Далее более детально приведена часть экспериментальной деятельность старших дошкольников "Свойства воздуха" – наблюдение и эксперимент.
Ход экспериментальной деятельности
1. «Воздух существует!»
Воспитатель: Сомните лист бумаги и затолкайте его в пластмассовый стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод: Воздух существует!
2. «Воздух – невидимка»
Воспитатель: Ребята, положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.
Предложить детям ладошками зажать рот и нос, посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».
Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).
3. «Воздух не имеет вкуса»
Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вы чувствуете вкус воздуха?
Вывод: Воздух – безвкусный.
4. «Воздух не имеет запаха»
Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.
Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
5. «Мы дышим воздухом»
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и выдохните воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Вывод: Мы дышим воздухом.
6. «Весёлые пузырьки»
Воспитатель: Возьмите пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.
Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.
7. «Дрессированные изюминки»
Воспитатель: Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».
И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.
В начале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
8. «Поймаем воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.
Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
9. «Есть ли вес у воздуха?»
Воспитатель: У меня есть весы на которых мы сможем взвесить воздух (проделать три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привязать один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула).
Надуем большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместим в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позволим воздуху понемногу выходить из шарика (приклеим к шарику кусочек скотча и проткнём его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.
Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.
10. «Живая змейка»
Воспитатель: Рассмотрите змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Посмотрите, как вращается змейка над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведём рукой над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.
Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.
11. «Воздух движется»
Воспитатель: Давайте сделаем веер из бумаги и помашем веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и мы ощущаем лёгкий ветерок.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
12. «Сжатая и ровная бутылочка»
Воспитатель: Возьмём пустую пластиковую бутылочку и плотно её закроем крышкой. Бутылка имеет ровную форму. Положим бутылочку в морозильник и достанем через 30 минут. Бутылка изменила форму, она сжалась.
Вывод: Холодный воздух сжимается.
13. «Можно ли сжать воздух»
Воспитатель: Возьмём шприц без иглы и наберите в него воздух. Закроем пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.
Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустим поршень, он вернётся в первоначальное положение.
Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.
14. «Воздух давит на воду»
Воспитатель: Возьмём шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.
Надавим на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.
Вывод: Воздух стремиться сохранить своё первоначальное положение, поэтому вытесняет воду из шприца.
15. «Реактивный шарик»
Воспитатель: Надуем воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность полета шариков. Помочь детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.
Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.
16.«Свеча в стакане»
Воспитатель: Как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделаем следующее: зажгите свечу, накроем ее банкой и понаблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.
Подведём детей к выводу о том, что для горения нужен кислород.
Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Дети: Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».
Все полученные сведения проанализировали и обобщили. Помочь юным исследователям, обобщить полученные данные. Для детей это сложная задача. Но вместе с тем следует понимать, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.
После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, сделали доклад.
По итогам защиты поощрить не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Материал:
Презентация «Воздух».
Папка юного исследователя.
Детские энциклопедии. .
Ноутбук.
Пластиковая бутылка, пластмассовые стаканчики, салфетки бумажные, соломинки для коктейля, газированная вода, изюминки, крупа, полиэтиленовые пакеты,мыльные пузыри, самодельные весы, шприц (без иглы, стеклянная банка с плотной крышкой,
воздушные шары, таз с водой, иголка (используется исключительно в присутствии взрослого,свеча (используется исключительно в присутствии взрослого).
Маленькие листочки бумаги, цветные карандаши.
Шапочка учёного, мантия – накидка.