Светлана Формагей
Экспериментальная деятельность младших дошкольников
Из опыта работы по экспериментальной деятельности
воспитателя младшей группы «Пчелки»
Формагей Светланы Анатольевны
Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большем количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.
- писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.
Публикация «Экспериментальная деятельность младших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая эту активность, мы развиваем и детскую любознательность. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В этом возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка.
Целью моей работы – развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в не повседневной образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
А) подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания;
Б) способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
В) формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. В такой работе я использую обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовую посуду, целлофановые пакеты, воронки, трубочки, шары, миски, камни и т. п.).
В группе младших дошкольников опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы, опыты провожу как с подгруппой, так и с 2-3 детьми. Большую радость и удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий.
В своей работе я проводила разные игры: экспериментирование с водой, песком, воздухом и камешками.
Тема: «Вода» - с помощью предметно-манипулятивной деятельности дети убедились в том, что в воду можно опускать различные предметы (предметы могут плавать и тонуть, можно вылавливать, вода может литься, а может брызгать, вода не имеет вкуса, запаха, бесцветна, жидкая, прозрачная, но может быть и мутной.
Тема: №Песок» - с помощью дид. игры «Следы», дети убедились, что на песке остаются отпечатки разных предметов (мокрый песок). Мокрый песок через сито не сыпется, а сухой – сыпется. Песок – это множество песчинок (рассматривание через лупу).
Тема: «Воздух» - при проведении дид. игры «Поймаем воздух», дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты, убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух.
Тема: «Камни» - в игре «Легкий – тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие, что камни имеют различную форму. Камни тонут в воде и поэтому вода поднимается выше.
Большое значение придаю провидению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях происходящих в живой и неживой природе.
Например: таянье снега (снег стал мокрым и липким, в мороз снег сухой и скрипучий. Летом, наблюдение за насекомыми в песке (из сухого песка насекомое легко выбирается наружу, а из под мокрого не выберется).
И еще многое, многое другое наблюдаем и экспериментируем. Сейчас готовлю фотоальбом детской экспериментальной деятельности «Волшебный мир природы», поместим в родительский уголок.
Я уверена, что знания, умения, навыки поисковой деятельности, полученные воспитанниками, будут полезны в дальнейшей жизни.