Наталья Сертакова
Конспект НОД «Экскурсия в лес» с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
-Вот, смотрите, мы как бы «у порога» леса. Попробуйте сравнить лес с лугом. Какие они? (Луг гладкий, ровный, на нем растут трава и цветы, а в лесу – деревья, кустарники, они высокие).
А теперь закройте глаза, подставьте лицо солнышку, что вы чувствуете?
Вспомните, как называется край леса, его начало (опушка)
Давайте подойдем к лесу поближе, мы пройдем луг. На что он похож? (ответы детей)
А мне кажется, он похож на зеленое море. Сейчас снова закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко, греет ли оно вас?
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в лес“ с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Когда солнышко греет – кажется, что она гладит лицо своими лучиками, как будто мама. Почувствовали солнышко? Значит, где солнца и света больше, на лугу или в лесу? Наверное, луг и опушку можно сравнить с морем, где неглубоко – у берега, а лес - это уже море, по которому уже ходят большие корабли.
Давайте, сейчас пройдем по лесу, как по дну нашего моря. Лес – это ведь целый мир. А мы будем путешественниками.
В чаще леса предложить детям тихо постоять и прислушаться, чтобы потом каждый мог описать, кто что слышал. Если будут слышны птичьи голоса – учить различать 2-3 птиц. Рассказать, что кукушка не только подкладывать яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица. Ведь среди гусениц есть мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько спасают очень большие участки леса от лесных вредителей. Предложить поискать дуб, липу. Дать детям понюхать желтые цветочки липы и спросить, почему около дерева кружится много пчел. Вспомнить стихотворение
Воронько «Липка»
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой,
— Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом,
— Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя,
— Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою,
— Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы,
— Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
— Не забудь меня!
Показать детям грибы. Рассказать (или вывести из наблюдений, что грибы любят сырые, теплые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог. В наших лесах растут подберезовики, подосиновики, белые грибы, рыжики, сыроежки. Это все съедобные грибы, (можно выбрать из корзинки муляжи съедобных грибов) Предложить отнести в детский сад их, показать родителям. Объяснить детям, что поганки и мухоморы приносят пользу деревьям, а мухоморами лечатся лоси.
Если нашли белый гриб – обратите внимание на цвет шляпки (как будто шоколадная, форму (ножка, как кувшинчик).
Вот и гриб боровик.
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Про найденный рыжик:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
- А послушайте, какую загадку, я вам загадаю:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Посмотрите, здесь какая – то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, они все что-то тащат (иголки, сухие травинки.) Давайте пойдем по этой дорожке и посмотрим на их дом. Вы знаете какой дом у муравьев? А много их в нем живет?
А кто знает какие – 7ибудь загадки про муравьев и муравейник? А я знаю еще такую:
На полянке возле елок
Дом построен из иголок
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Ребята, вы помните сказку В. Бианке «Как муравьишка домой спешил»? А что вы помните?
Почему муравьишка так спешил домой? (Потому что к вечеру все ходы в муравейнике закрывают)
Давайте посмотрим, что муравьи несут в свой домик? Каждый выберет себе муравьишку, за которым будет наблюдать. А теперь расскажите, что нес ваш муравей, тяжело ли ему было, пришлось ли ему обходить камешки или упавшие шишки? Давайте немножко поможем муравьям – очистим им дорожку.
Ой, посмотрите, это же земляничная полянка! Наверное, вы и в самом деле себя хорошо вели, раз добрый гном показал ее вам. Давайте, собирать землянику. Только это надо делать осторожно, чтобы ей не было больно. Не ломайте веточки и листочки. А у меня есть специальная «земляничная» считалочка:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
Ну, как ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы были самыми настоящими путешественниками – исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели разные деревья и кустарники, нашли много грибов и вспомнили, как они называются, а самое главное – вы тоже помогли лесу: вы не кричали и не пугали птиц! А как вы помогли муравьям! Теперь им немного легче будет ходить по той тропинке, которую вы очистили. Я думаю, что лесной гном очень рад что у него такие помощники растут. Ведь лес - это целый мир, а ему одному трудно ухаживать за лесом. Потому люди должны помогать лесному гному.
Работа после экскурсии.
Через 2-3 дня после экскурсии – занятие по рисованию: насекомые птицы растения. (Можно дать темы «Муравьиная дорожка», «Земляника», «Бабочка на цветке», «Гриб – боровик») Из работ растений гербария оригами изготовить панно, где было показано, что лес – это экологическая система. До этого на занятии – игра «Разные грибы» можно использовать загадки:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой
А вот кто – то важный
На беленькой ножке
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошинки…
Чтение рассказа М. Ильина и Сегал «Рассказ о кустах и деревьях», рассказы детей о том, что они видели и что им больше всего понравилось и запомнилось.
Обобщающая беседа:
Можно предложить детям написать сказку о землянике, о муравье, о божьей коровке” о грибе, о сосне, под которой муравьиный домик…
Экскурсия по экологической тропе
Задачи: продолжить учить различать и называть растения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Формировать навыки поведения в природе.
Ход:
Дети по тропинке заходят в лес.
Воспитатель: куда это нас привела тропинка?
Да, мы пришли в лес. Давайте поздороваемся с лесом.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель:
Здравствуй лес, Дремучий лес
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Ребята посмотрите, из леса к нам кто -то идет. Кто же это? Ребята, а вы не узнаете, кто это?
Дети: это лесовичок.
Лесовичок: Кто же это пожаловал ко мне в гости? Неужели ребята пришли? Так давно ко мне никто не приходил – все один, да один. Ребята, а вы любите цветы? «Деревья. лес?. Шелест листьев. Журчание ручейков.
Ну, что же, я вижу, вы любите природу. Добро пожаловать в мой лес. Послушайте, как шумит лес, налюбуйтесб его красотой. А ну – ка, назовите деревья, которые растут в лесу.
Дети: береза, осина, ель, сосна, липа.
Лесовичок: Да, много разных деревьев в лесу, вы правильно их назвали, а как их отличить?
Дети: У березы ствол белый, у осины ствол – серо – зеленый.
Лесовичок: А теперь скажите мне, какое дерево наряжают один раз в год?
Дети: елка.
Лесовичок: Русская красавица стоит на полянке в зеленой кофточке и в белом сарафане?
Дети: береза.
Лесовичок: А знаете вы, какое дерево называют сладким?
Воспитатель: Давайте, вспомним ребята – это дерево медоносное, когда цвете, то к нему слетаются пчелы.
Дети: это липа.
Лесовичок: ай, да молодцы, ребята! А теперь давайте по тропинке пойдем на поляну. Это поляка не простая. Называется она «зеленой аптекой». А почему она так называется, вы потом мне скажете.
Воспитатель: посмотрите, ребята, какая зеленая полянка. Сколько много здесь растет растений! Ребята, а для чего лесу нужны растения?
Дети: для красоты.
Воспитатель: Растения не только украшают лес, но и приносят большую пользу -лечат. Вот, например, что это за растение (показывает подорожник)
Дети: подорожник.
Воспитатель: Это растение лекарственное или нет?
Дети: да, если кто -то поранит руку, надо вымыть лист подорожника и приложить к ране. И тогда она быстро заживет.
Воспитатель: Правильно. А вот, что это за растение? (называет чистотел)
Дети: чистотел. Он тоже лекарственный.
Воспитатель: Посмотрите, внутри, в столбике, у этого растения есть желтый сок. Этот сок лечебный. Если помазать ранку этим соком ранка быстро заживет. Но в рот брать это растение нельзя, так как сок этого растения очень горький.
Воспитатель: А что это за растение? (показывает мать и мачеху)
Дети: мать и мачеха.
Воспитатель: А почему растение так навали?
Дети: потому что одна сторона у листика гладкая теплая – это мама, а другая сторона шероховатая холодная – мачеха.
Воспитатель: это растение тоже лекарственное. Оно лечит кашель. Это растение сушат, а потом заваривают как чай и пьют.
Лесовичок: ну, кто мне скажет, почему же эта полянка называется «зеленой аптекой»?
Дети: потому что на ней растут лекарственные растения!
Лесовичок: Молодцы! А теперь пойдемте по тропинке (останавливается около клена).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это лежит на земле.
Дети: листочки.
Воспитатель: А вс какого дерева эти листочки? Кто их разбросал?
Дети: это кленовые листочки.
(за деревом прячется Осень).
Осень: а это я листочки разбросала. А на листочках загадки приготовила. Здраствуйте, ребята! Узнали вы меня?
Дети: да. Это осень.
Воспитатель: ребята, а давайте посмотрим, какие же загадки приготовила для нас осень. (Воспитатель собирает кленовые листочки и читает на них загадки).
Загадки:
1. Всех наградила, всех погубила (Осень)
2. Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
3. В тучах прячется, во мгле, только ночи на земле. (дождь)
4. Кто на него взглянет, тот и заплачет. (лук).
5. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
Осень: Молодцы! Вы мои загадки отгадали! Ребята вот вы пришли в лес, а знаете ли вы, правила поведения в лесу?
Лесовичок: ребята, у тебя в лесу и деревья будут ломать и муравейники розорять, и в птиц будут камнями кидать.
Воспитатель: мы лесовичку и осени расскажем о правилах поведения в лсу. (Дети показывают нарисованные плакаты и рассказывают)
1. В лесу нельзя шуметь, так как можно испугать лесных жителей.
2. Нельзя ломать деревья.
3. Нельзя рвать большие букеты цветов.
4. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи- санитары леса.
5. Нельзя разорять гнезда птиц и бросать в них камнями.
Лесовичок: вот видишь, Осень, ко мне в гости пришли хорошие ребята. А где вы, ребята, выучили эти правила?
Дети: в нашем д/с.
Лесовичок: иногда в лес приходят такие ребята, которые и деревья ломают, и муравейники разоряют. Можно этих ребят к вам в садик отправлять, чтобы они выучили правила поведения в лесу?
Дети: да.
Воспитатель: ну, ребята, а теперь давайте поиграем вместе с лесовичком и Осенью. (игра)
Воспитатель: а теперь нам пора возвращаться.
Дети: До свидания.
Лесовичок: жалко с вами прощаться, ребята, да ждут меня дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня!
Итог: Понравилась вам экскурсия? Что нового узнали? Пойдем еще?