Людмила Рыбакова
Экскурсия в Большой Театр. Фотоочерк
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Рыбакова Экскурсия в Большой Театр. Фотоочерк.
На сайте МААМ можно познакомиться с интересной работой Натальи Смирновой, посвященной истории Большого театра и Театральной площади, с замечательным Досугом, проводимым с детьми, Раисы Трушиной к 240-летнему юбилею Большого Театра.
Публикация «Экскурсия в Большой Театр, Фотоочерк» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июль 2018
Большой Театр – гордость и визитная карточка и Москвы, и России!
Три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу в 11.00 Театр приглашает на экскурсию, впечатлением от которой, и я хочу поделиться.
С 1776 года, по указу Екатерины II, началась история Большого Театра. Здание театра горело трижды, и каждый раз возрождалось в своем первозданном виде, таким оно предстает перед нами и сегодня.
В 1941 г. театр был замаскирован «под жилые дома», но и это не спасло от попадания немецкой бомбы, разрушившей фасад, вестибюль театра. Восстановительные работы, начавшиеся сразу, в это военное время, к 1943 году вернули утраченное.
Императорский Театр предназначался в первую очередь для особ приближенных. Дамы с кавалерами поднимались по одной лестнице, а спускались по другой. Разойтись в кринолинах было невозможно, «сплошной конфуз».
Белое Фойе.
Белое Фойе имеет арочный свод. Реставрируя потолок, закрашенный белой краской, была обнаружена роспись «обманка» - это техника «гризайль», при которой разными оттенками в рисунке, создается иллюзия объёма – лепнина.
В Белом Фойе с Вензелем императора Николая II -«Николай –Александра»
Белый рояль, на котором играл А. Скрябин.
Здесь же находится Музей Большого театра, где постоянно меняются экспозиции. Сегодня они посвящены 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа – французского балетмейстера, посвятившего русскому балету и России свою жизнь и творчество.
Сценические костюмы В. Васильева, Н. Ананиашвили, Е. Шипулиной, Н. Семизоровой, Г. Степаненко, Е. Крысиной.
По предписанию Екатерины II, в балет определяли девочек – сирот. До второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы. Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. С появлением в балете мифологических сюжетов, например, «Амур и Психея», и в костюме появилась античность: воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело.
12 марта 1839 года появилась балетная пачка. В этом наряде на парижскую сцену впервые вышла Мария Тальони; чтобы скрыть нескладную фигура Марии, для дочери, Филиппо Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность. Всё это произвело настоящий фурор. Именно этот костюм стал «второй кожей» - традиционным, классическим для балерин. Мария была первой, кто встал на пуанты.
Российские императоры часто посещали Большой театр, несмотря на то, что столицей тогда являлся Петербург, и путь до театра был неблизким.
Красное Императорское фойе – это зал с необыкновенной акустикой, специально сделанный так, чтобы все могли слышать тихий голос императора Николая II. Любой ваш шепот будут слышать окружающие,- а «шептаться втайне от императора – дурной тон». Императорское фойе украшают, изготовленные к коронации Николая II, уникальные панно, цвета «раскаленного чугуна». Стены зала заново обтянуты изготовленной по старинным образцам двухслойной тканью, вручную вышиты шерстяными нитками по первозданному сюжету. В России сохранилась единственная мастерская «Старинные ткани», где смогли изготовить такую ткань.
С 1921- 2005 год здесь находился концертный «Бетховенский зал». Сейчас этот зал - «трансформер», с супер-оснащением, переместился «под землю», на минус 3 этаж и располагается под Театральной площадью. Стеклянные домики перед Большим театром – это «выходы» из «Бетховенского зала».
Сердце Театра – Сцена и Зрительный зал. Красно-малиновый бархат, золото, сверкающий хрусталь люстры и подсвечников. Шестиярусный зал вмещает почти 2300 зрителей.
Все пространство зала, стены, потолок, пол, ложи, стулья – всё из дерева или оббито деревом – особой резонансной елью и сосной- именно они, прожив 150 лет, а потом 10 лет высушиваясь, имеют свойство «резонировать – отдавать звук». Всё подчиненно совершенной акустике - атланты и ангелочки –путти – все сделано из папье-маше.
Вся лепнина на бортиках белых лож, так же из папье маше, покрыта сусальным золотом 960-й пробы.
Императорская ложа. Как и прежде, она встречает Президента и гостей нашей страны. Вход в нее запрещен службой безопасности.
Слева от сцены –верхняя -Правительственная ложа. В ней незаметно посещал театр И. Сталин. Внизу – Гостевая ложа. На уровне этих лож располагаются экраны. Поскольку сцена очень большая, и видеть дирижера с любой точки не удается, артисты следят за указаниями дирижера с этих экранов.
Справа от сцены – верхняя – Директорская ложа (она же преподавательская) Внизу – почти на сцене – Ложа Юбиляра.
Оркестровая яма –так же стала трансформером: может подняться, опуститься или «исчезнуть». Только в начале ХХ века дирижер впервые встал лицом к оркестру и спиной к зрителю, что раньше считалось неуважением к публике. Это нововведение в Большом Театре ввел Сергей Рахманинов.
Золотой Занавес. К сожалению, сегодня шли приготовления декораций к вечернему спектаклю. И закрыта сцена была плотным противопожарным занавесом, который в случае пожара, отсекает эту часть зала. Не увидели мы и знаменитый Золотой Занавес, классический облик которого сохраняется, меняется только сюжет: Герб СССР уступил место Двуглавым Орлам России. Неизменным остаются ноты «Славься русский царь!» Глинки. Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь никто не обращал внимания. Занавес, 500 кв. м., сотканный золотыми нитями, весит более тонны.
Как же хотелось нам – экскурсантам, постоять на сцене! Не пришлось! Сцена – 21х21 метров,- самая большая в Европе. После реконструкции она технически оснащена! В театре, стало возможно менять наклон сцены (для классического балета и современной хореографии, оперы нужны разные углы наклона). Объем сцены позволял ставить «натуральные» декорации: Дворцы и действующие фонтаны, приводить лошадей, кареты,- что вызывает восторг и сейчас. Поднимаемся на самый верхний ярус.
«Хрустальное облако» - Люстра Большого Театра, появилась здесь с 1870 года, изготовлена во Франции, ее диаметр - 6,5 метров, высота - 8,5 метров, имеет 26 тысяч хрусталиков, весит -2,5 тонны.
Люстра претерпела все преобразования технической мысли: до появления электричества, освещалась свечами- масляными лампами, лампы лопались,- осколки и воск падали на зрителей партера, - и эти места не были популярны. Потом люстра освещалась газом, и на ее изящном корпусе остались краники.
Хоровод Аполлона и 9 муз на деревянном потолке - плафоне. Роспись художника А. Титова, который помимо знакомых нам 8 муз, придумал свою 9-ую - Музу Живописи. Над люстрой был люк, куда люстра убиралась. Теперь на этом месте находится Репетиционный зал им. Г. Улановой, полностью повторяющий размеры сцены и оркестровой ямы. Побывать в репетиционном зале, а их в театре 7…. так же не посчастливилось…
4-ый Ярус Бельэтажа, на самом деле – 6-ой ярус театра – выше которого находится знаменитая Галерка – это студенческие «стоячие» места, (по цене 100 руб., по предъявлению студенческого билета). Огорожена золотой сеткой.
Видимость сцены –минимальная, но и это, иногда, не имеет значения…
В Ложах Бенуара и Бельэтажа лучшим местом является 1 ряд по центру. Ложи имеют свой вход и аванложу (отдельную комнату для того, чтобы побыть в антракте и т. п., появились высокие «барные» стульчики, для лучшего обзора.
Один из Буфетов театра
Конференц- зал
С 2005 – 2011 года прошла грандиозная «стройка» внутри театра. Главной задачей реконструкции было сохранение и возвращение исторического облика театра, его техническое оснащение, расширение подземных территорий, укрепление верхних этажей. Сегодня Театр – это 17- этажный храм искусства, из которых 7 подземных и 10 наземных. Голландский цветовод-селекционер Лефебер в 50-ых годах ХХ века был настолько потрясен постановкой «Лебединое озеро» с Галиной Улановой в главной партии, что вывел два новых сорта тюльпанов — «Большой театр» и «Галина Уланова». Эти цветы каждую весну высаживают на Театральной площади, в сквере Большого театра. А нынешним летом – здесь бегония и цинерария.
Благодарю за внимание.