Лучший педагог года

Конспект занятия в форме экскурсии в библиотеку «Былина «Садко»

Горбова Наталья
Конспект занятия в форме экскурсии в библиотеку «Былина «Садко»
▼ Скачать +Заказ

Экскурсия в библиотеку. Былина «Садко».

Выполнила: Горбова Н. М.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Публикация «Конспект занятия в форме экскурсии в библиотеку „Былина „Садко“» размещена в разделах

Цели: познакомить с понятием «библиотека», с трудом библиотекарей; учить правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; уточнить понятие о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о библиотеке, знает понятия «старинные книги», «папирус», «береста», «пергамент»; различает жанры литературных произведений; формулирует ответы на вопросы педагога по содержанию былины «Садко», используя в речи соответствующую лексику; эмоционально откликается на переживания героев былины.

Материалы и оборудование: старинные книги; ребус.

Содержание

организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Перед нами «волшебный» мешочек. Что же в нем лежит? Отгадайте загадку и узнаете:

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят,

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам водят.

(Книги.)

– В нашем мешочке книга.

2. Экскурсия в библиотеку. Старинные книги.

– В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений. Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идет речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Такое письмо называется узелковым. Как ещё люди могли передавать друг другу сообщения?

Можно было использовать для этого картинки.

– Представьте, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Рассмотрите рисунок древнего художника на камне: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Что могут означать эти рисунки? (Ответы детей.)

Это письмо можно прочесть так: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!»

– А ведь и в наши дни пользуются похожим письмом-изображением. Например, дорожные знаки, указатели. Давайте попробуем расшифровать слово с помощью картинок. Первая буква названия каждой картинки будет одной из букв зашифрованного слова.

К Н И Г А

Дети разгадывают слово «книга».

– Книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Давайте перенёсёмся с вами в прекрасную древнюю страну Месопотамию. Книги там были сделаны из глины. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки, – клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.

Писались книги и на папирусах. Папирус – травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получали такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Папирус очень хрупкий. Можно ли было на нём писать с двух сторон? Конечно же, нет. Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, недубленая и специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Эта особенность способствовала появлению новой формы книги. А ещё люди писали на бересте. Что такое береста? (Это верхний слой коры берёзы.) На ней писали (царапали) острым предметом. Учёные, производя раскопки в г. Новгороде, нашли множество берестяных писем – грамот, сохранившихся с далёких времён. Их отправляли друг другу древние новгородцы, а новгородская земля сберегла их до наших дней. Теперь во всём мире книги печатают на бумаге. Как вы думаете, из чего сначала делали бумагу? Её делали из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальную раму с частой сеткой. Так получились бумажные листы.

– Посмотрите, что у меня в руках, на что это похоже?

– Да, действительно, это часть осинового гнезда – ячейки, в которые осы откладывают свои личинки. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны. Да, из бумаги. Именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги. Сидели как-то в саду два директора бумажных фабрик, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два директора, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Древесина сильно размельчалась, смешивалась с волокнами хлопка, льна, вспомогательными добавками. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос. Как называется у книжки рубашка, которая бережёт странички, чтобы они не порвались, не испачкались? (Обложка.) А прочная и жёсткая крышка из картона, или кожи, или плотной бумаги, называется … переплёт. У ваших книжек обложки из чего сделаны? На Руси книги появились давно, так давно, что самые первые их них до нас не дошли. Они погибли во время разных войн, пожаров и наводнений, а иногда и по вине людей. Книгу на Руси издавна любили и почитали. «Великая бывает польза от ученья книжного», «кто грамоте горазд – тому не пропасть», – вот так говорили про книги. Первые книги были рукописные, не такие, как сейчас. А что значит рукописные? (Их писали вручную знающие грамоту люди – писцы.) Это были обычные церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Отгадайте, что было основным инструментом писца:

Оно так часто просит пить,

Но понемножку пьет.

А если будешь торопить

И целиком его топить –

Наделает хлопот.

(Чернила и перо.)

Рукописи писались очень медленно, около года, при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд. Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги. Где печатают книги и на чём? (В типографиях на печатном станке.) На рисунке вы видите станок (показывает изображение станка, которым люди пользовались много лет назад. Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшим печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг.

– Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим, как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями. С ними вы совершите много путешествий и открытий и сегодня наши мудрые друзья – книги приготовили для вас задания, они хотят проверить вас на сообразительность и находчивость.

Послушайте стихотворение:

Это – дом для разных книжек,

Ждут тебя давно они.

Подойди скорей поближе,

В гости к книжкам загляни.

Здесь порядок, как в аптеке.

Полки выстроились в ряд.

Возле них – библиотекарь,

Он всегда нас видеть рад.

И девчонкам, и мальчишкам

Тут же он помочь готов,

Принесет любую книжку

Сразу же, без лишних слов.

Вот, допустим, про жирафа

Ты захочешь все узнать.

И про то, как жили графы,

Хорошо бы почитать.

Про вулканы, горы, реки

И глубокие моря. Приходи в библиотеку –

Время проведёшь не зря.

Книжкин дом уютом встретит,

Лампу над столом зажжет.

Здесь за знаниями дети

Отправляются в поход.

Про Египет, фараонов,

Про индейцев и вигвам,

Как растет бамбук зеленый –

Все расскажут книги нам.

Здесь, смотри, чертеж ракеты.

Вот затылок у Луны.

И далекие планеты,

Как на блюдечке, видны.

Каталог и картотека

Книжкин адрес нам дадут.

Если б не библиотекарь,

Мы бы заблудились тут.

– Какую помощь оказывает библиотекарь читателям?

– Что можно найти в библиотеке?

Были ли вы в библиотеке?

3. Чтение былины «Садко».

– Каких русских богатырей вы знаете? (Ответы детей.) Их имена мы узнаём из былин. Былина – это поэтическое произведение. В ней много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей былина правдива, ибо передает народное понимание истории, народные представления о долге, чести, справедливости. Былина – это песня-сказание. В ней повествуется о событиях, объединенных между собой одними и теми же персонажами. В былинах много исторически достоверных примет. Кто знает, например, старинное вооружение воинов: меч, копье, шлем, кольчугу? Все это обязательно есть у былинного богатыря. В былинах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром и т. д. Былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков, многие персонажи былин – крупные исторические деятели нашей Родины, например, великий князь киевский Владимир – Красное солнышко. При всем том, что былины донесли до нас детали жизни, они удивляют и восхищают нас своей фантазией и вымыслом. Кто является главным действующим лицом прочитанных нами былин? Представьте, что вы – путешественник-летописец. Что вы можете рассказать об Илье Муромце, используя былинные слова и выражения?

– Сегодня мы познакомимся с героем русской былины «Садко». Эта былина относится к новгородскому циклу. Послушайте отрывки из былины «Садко». (Читает отрывки.)

– Кто является главными героями этого отрывка?

– Как Садко оказался у Морского царя.

– Какие чувства испытывал Садко?

– О чем же горевал Садко?

– О чем просит Морской царь Садко?

– Что произошло на море, когда заиграл Садко? Прочитаем, как в былине описывается страшная буря, разыгравшаяся в это время на море. (Играет Садко на гуслях, море волнуется, гибнут люди. А это большая беда! И поэтому молятся люд и господа святому Миколе Можайскому – защитнику мореплавателей.)

– Услышаны ли мольбы народа?

– Что старик просит сделать Садко, когда тот окажется на земле? (Построить храм в честь Миколы Можайского.)

– Как поступает Садко, выслушав старика? (Он выполняет все слово в слово.)

– А какой совет дает старик Садко при выборе невесты?

– Вспомните имя невесты Садко. (Чернавушка.)

– Какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в былине? (Она превратилась в реку Чернаву.)

– Исполнил ли Садко волю старика на земле? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы.)

– Изменилась ли жизнь Садко на земле, когда он вернулся? Как?

– Что же заставило Садко вернуться на землю, хотя Морской царь сулил ему все подводные сокровища? (Огромная любовь к родной земле, к своему Новгороду.)

– А что привозит из своего путешествия Садко в Новгород? (Он привозит бессчетную казну, несметные богатства и этим делает свой город еще богаче и могущественнее. Значит, прославить свою Родину можно не только героическими подвигами, но и желанием увидеть ее богатой, сильной и величавой.)

– Как вы думаете, чем прославился сам Садко? Почему он остался в памяти народной? (Садко прославился своим талантом. Люди во все времена ценили талант)

– А чем прославился в памяти народной Илья Муромец? Что же ценил русский народ в характере человека? (Богатырскую силу, отвагу, честь, щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов, а еще смекалку, удачливость и талант.)

– Воспевая богатырей земли русской, былины звали народ на подвиг во имя Отечества, поднимали дух народный в минуту тяжких испытаний, укрепляли чувство долга и чести. Чем же похожи все былинные герои, в том числе и Илья Муромец, и Садко? Можно ли их назвать патриотами земли Русской?

4. Итог занятия.

– Что мы узнали о книгах, о русских народных былинах?

Публикации по теме:

Фотоотчёт об экскурсии в библиотекуФотоотчёт об экскурсии в библиотеку Встреча с библиотекарем-это всегда долгожданное и увлекательное путешествие по неизведанным далям, которые бесконечно манят в неиспытанный.

Фотоотчёт о проведении занятия по социально-бытовой ориентировке в форме экскурсии на кухню «Бывает ли дырявая посуда»Фотоотчёт о проведении занятия по социально-бытовой ориентировке в форме экскурсии на кухню «Бывает ли дырявая посуда» Наш детский сад работает по тематическому плану, то есть каждую неделю - новая тема. При работе над темой "Посуда" увидела, что дети старшей.

Конспект экскурсии в библиотекуКонспект экскурсии в библиотеку Фотоотчёт об экскурсии в библиотеку. Подготовили воспитатели: Хреновская Оксана Владимировна и Чупрасова Елена Николаевна. Цель: Познакомить.

Конспект экскурсии в библиотекуКонспект экскурсии в библиотеку Фотоотчёт Экскурсия в библиотеку. Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке.

Конспект экскурсии в библиотеку для детей второй младшей группыКонспект экскурсии в библиотеку для детей второй младшей группы Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением. Задачи: 1. Расширять представления детей о профессиях работников.

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми ОИН старшего возраста Цель: Знакомство детей с городской библиотекой. Задачи: 1. Воспитывать у детей любовь к книге, бережное отношение к ней. 2. Воспитывать у.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе в форме экскурсии в поле «Конь — верный друг казака»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе в форме экскурсии в поле «Конь — верный друг казака» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Конь – верный друг казака» Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным.

Конспект занятия-экскурсии в библиотеку «Путешествие в страну книг» Областное государственное казенное стационарное учреждение «Тунгусовский детский дом-интернат» Конспект занятия-экскурсии в библиотеку:.

Конспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группыКонспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у дошкольников интереса к книгам. Программные задачи: дать знание того, что такое библиотека, пополнить.

Конспект тематической экскурсии в библиотекуКонспект тематической экскурсии в библиотеку Цель: Продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением. Задачи: 1. Познакомить с понятием «библиотека» 2. Расширять.

Автор публикации:
Конспект занятия в форме экскурсии в библиотеку «Былина «Садко»
Опубликовано: 15 января 2024 в 16:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в форме экскурсии в библиотеку «Былина «Садко»» (включая файлы) размещена пользователем Горбова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД