Переславцева Мария Евгеньевна
Экскурсия — одна из форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия - одна из форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Публикация «Экскурсия — одна из форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В толковом словаре экскурсия обозначено как коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью [1].
Экскурсия – это также одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий состоит в том, что они обеспечивают формирование у детей дошкольного возраста конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время их проведения необходимо формировать у них научную картину мира на уровне, доступном их пониманию. В этом организованном процессе познания окружающего мира значительную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Во время экскурсии важно добиться от детей дошкольного возраста эмоционального отклика, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости и др. [1].
Все разнообразие экскурсий можно классифицировать по следующим признакам: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения [1].
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии, в свою очередь, разделяют на следующие группы:
- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- военно-исторические, то есть экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи;
- производственные, которые раскрывают историю какого-либо предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- природоведческие – по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве выдающихся композиторов, художников. Сюда относятся экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные – с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города [2].
Особенно важным при подготовке и проведении экскурсии является учет образовательного и возрастного уровня ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые на экскурсии, не были общеизвестными, иначе к ним у ее участников быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком далеки от знаний, актуального опыта детей дошкольного возраста. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.
По месту проведения экскурсии подразделяются на следующие разновидности:
- городские (обзорные и тематические);
- заочные (виртуальные экскурсии);
- загородные (автобусные и пешеходные);
- музейные [3].
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. По форме проведения экскурсии могут быть обычными (обзорными или тематическими, учебными и экскурсиями – прогулками. Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т. е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим миром [2].
Экскурсия представляет собой форму организации процесса образования, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве. Она занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей. Как и любое образовательное событие, экскурсия имеет свою структуру. Приведем пример структуры природоведческой экскурсии : вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе [4].
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач обучающего, развивающего и воспитательного характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Воспитатель планирует природоведческую экскурсию, исходя из требований образовательной программы ДОО и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей дошкольного возраста от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в старшей и подготовительной группах 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды [5].
При организации и проведении экскурсии также необходимо помнить, что слишком большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению у детей так называемых кризисов внимания. Первый кризис внимания наступает на 14-18 минуте, второй – через 11-14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут [5].
Рекомендуются следующие способы поддержания внимания у дошкольников во время проведения экскурсий :
- показ экскурсионных объектов должен быть логичным, последовательным, достаточно активным, точным, образным;
- использование наглядных пособий, в процессе которого происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;
- шутки, юмор и вопрос-ответ и др.
Выделяют также следующие основные методические приемы проведения экскурсий : элемент ритуала (например, в экскурсиях на военно-историческую тематику); исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (например, создание альбома «Наша армия родная»); познавательные задания (например, назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т. д.) [18].
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за несколько дней до неё (за один или два дня) осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные для изучения объекты и предметы, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, а также для отдыха детей.
Для того чтобы экскурсия проходила интереснее, воспитателю следует заранее подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Дети дошкольного возраста должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Необходимо также объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице и в общественном помещении. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения самих детей дошкольного возраста. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии [5].
На основе анализа методической литературы сформулируем основные требования к организации и проведению экскурсий для детей дошкольного возраста : соответствие содержания интересам детей; определить оптимальное количество детей; направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального); не должна носить характер урока, формального обучения; необходима тщательная подготовка к ней педагога; заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые; после экскурсии следует подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру либо нарисовать свои впечатления; число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями [3].
Сведения, сообщаемые во время экскурсии должны отбираться с учетом их научной достоверности, системности, доступности для детей определенной возрастной группы, конкретности знаний, а также воспитывающего характера знаний.
Таким образом, экскурсия – это одна из важнейших форм организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, которая несет научно-образовательную или цель организации культурного досуга.
Литература:
1. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL : https://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения 29.03.2016)
2. Лукьянова О. Л. Виртуальные экскурсии при ознакомлении дошкольников с родным городом // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.; URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29060 (дата обращения : 24.02.2020).
3. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с.
4. Рапацевич Е. С. Педагогика: современная энциклопедия / по общ. Ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2016.
5. «СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г. №91)