Ольга Митина
Экология для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников приобретает все большее значение. Формирование у детей основ экологической культуры, экологически безопасного и грамотного как для окружающей среды, так и для самих детей поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков – вот некоторые из задач, которые сейчас стоят как перед педагогами, так и перед родителями современных дошколят.
Публикация «Экология для дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Большое количество литературы, специальные программы по экологическому воспитанию направлены, в основном, на ознакомление с природой, растительным и животным миром, что, конечно, включает в себя и воспитание ценностного отношения, любви к окружающему миру, но в гораздо меньшей степени содержит конкретные примеры экологического поведения, доступные и, что немало важно, обеспечивающие мотивацию детей-дошколят, подводящие к ответу на вопросы «зачем, почему?» и «как, каким образом?». Кроме того, в настоящее время издано множество книг и пособий по детскому экспериментированию, проведению экспериментальной работы с дошкольниками, но они имеют в большей степени познавательно-исследовательскую, а не экологическую направленность как таковую. Однако последние могут стать прекрасной основой для организации и проведения именно экологических проектов с детьми дошкольного возраста.
При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо учитывать возраст детей, обеспечивая одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-исследовательской деятельности, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе. Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют, проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, но под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.
Проект должен иметь очень четкую, ясную и легко прослеживаемую детьми структуру. Для этого педагогом или родителем продумывается краткий алгоритм, схема проекта, с ясной фиксацией этапов (шагов, которые дети (ребенок) должны пройти вместе со взрослым и которых не должно быть слишком много. Каждый этап, также как и сам проект в целом, начинается с фиксации вопроса, являющегося отправной точкой последующих действий, и заканчивается подведением итога, формулированием вывода. Среди доступных для детей 5-7 лет экологическим тем, позволяющих самостоятельно поэкспериментировать, непосредственно «прикоснуться» к изучаемым объектам и воочию увидеть результат, можно назвать такие как, «Лес», «Вода», «Воздух». В экологической программе Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом – природа» они выделены в отдельные тематические блоки, работа над каждым из которых, что очень важно, включает в себя все виды деятельности – создание экологической лаборатории, труд в огороде, музыкальную и театральную деятельность, изобразительное искусство, конструирование, наблюдения, опыты, игры, работа с литературой.
Исходя из всего выше сказанного, в рамках темы «Лес» можно организовать такой проект, который позволит детям понять, «почему следует бережно относиться к деревянным предметам, не тратить попусту бумагу?». Проблемный вопрос, таким образом, будет сформулирован. А лучше, если проект отталкивается от проблемной ситуации, когда, например, дети постоянно и бесцельно расходуют бумагу, нарисовав одну каракулю, выбрасывают лист, берут следующий и т. п. Тогда алгоритм действий (шагов) можно выстроить следующим образом: предварительная работа – изучение свойств дерева, экспериментальная работе по теме «Воздух»; 1этап – вопрос «Откуда берется бумага?», выяснение того факта, что бумага – это тоже дерево, а значит – лес (это вывод, сделанный на первом этапе); 2 этап – «Что для человека значит лес?», вывод – это чистый воздух, возможность дышать (а значит – жить, а также это мебель, книги, бумага и пр. ; 3 – «Сколько деревьев (леса) нужно срубить, чтобы изготовить один шкаф (одну книгу) и др. ?» (обязательно зафиксировать наглядно, вывод – «Ради нужд человека в мире постоянно вырубается огромное количество леса! Его нужно беречь! А значит, бережно относиться и к деревянной мебели, и к книгам, и к бумаге, которую следует использовать ее разумно – брать столько, сколько нужно для рисунка, аппликации или поделки».
Из проекта «Лес и бумага» может «вылиться» следующий мини-проект «Старой вещи – новая жизнь!», который будет также направлен на формирование элементарных навыков ресурсосбережения. Коробки из-под конфет, чая, различные упаковки чаще всего делаются из картона, который представляет собой разновидность бумаги, а значит, является «продуктом» древесины. Этот факт может стать выводом первого этапа, а на втором этапе можно задуматься над тем, как можно использовать эти предметы вторично, во что их можно «превратить»? И тут уже фантазии нет границ! Чего только не сделать из простой картонной упаковки из-под чая – «сундучок знаний», шкатулку для украшений или гостинцев, коробочку для хранения мелких игрушек или деталей от конструктора, подарок маме на 8 марта, елочную игрушку, всевозможных зверушек для кукольного театра, машинку или автобус и многое другое, было бы желание и творческий задор.
А далее можно не ограничиваться только «бумажными» предметами. Многое из того, что дети используют в группе детского сада и дома, может «обрести новую жизнь». Например, старые высохшие фломастеры: сам стержень – замечательная основа для самодельных цветов, колпачки же «идут в ход» при изготовлении всевозможных поделок – зверей, птиц, персонажей сказок, вазочек, домов. Крышечки из-под клея-карандаша могут стать головными уборами сказочных героев. Постепенно для детей такая «переработка» окружающих их предметов становится естественной, чем-то «само собой разумеющимся», дети начинают сами собирать подходящие детали для своих поделок. Вообще, в настоящее время, когда проблема «перепотребления», вторичного использования материалов, вещей стоит очень остро, проекты такого рода являются крайне актуальными, хотя и непривычными для нашего менталитета. Но мы можем «оглянуться» назад и вспомнить, какой интересной, увлекательной, и при этом полезной и ценной в детском возрасте была еще пару десятилетий назад деятельность по созданию поделок и разных изобретений из бросового материала и всяких ненужных вещей и предметов. А если задуматься, как при этом развивается творческий потенциал ребенка, воображение, изобретательские способности, то станет ясно, что такого рода экологическими и творческими проектами можно одновременно достичь несколько целей.