Ирина Суставова
Экологическое занятие: Наблюдение за живым объектом (черепаха)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Дать детям знания о черепахе как живом существе, об её характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей, черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); закрепить умение складывать бумагу по диагонали; учить детей делать собственные выводы, используя простейшие обследовательские действия.
Публикация «Экологическое занятие: Наблюдение за живым объектом (черепаха)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наблюдения за черепахами
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Конспекты занятий с черепахами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2. Активизировать речь детей новыми словами: панцирь, неповоротливая, шероховатый.
3. Воспитывать желание наблюдать за черепахой, развивать умение общаться, не боясь ее, воспитывать симпатию к слабым и заботу о них.
Методы и приёмы: иллюстративный, словесный, игровой.
Материалы: лупа, лоток с песком, книга с иллюстрациями, корзина с камушками, 12 квадратных листов бумаги, фломастеры.
Ход занятия.
I Организационный момент
1. Игровая ситуация.
Воспитатель: Дети проходят в группу и рассаживаются на ковре. На столе стоит лоток с песком. У воспитателя в корзинке камушки и черепаха.
- Ребята, летом у себя на даче я собирала понравившиеся камни, сегодня я принесла их вам показать. Посмотрите, какие красивые!
-Ой, а это что такое?
Дети. Черепаха.
Воспитатель: Как же она сюда попала? Наверное, я перепутала ее с камнем. А как вы догадались, что это черепаха, а не камень?
Дети: Двигается, живая.
II Основная часть
Наблюдение.
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, что же есть у черепахи?
Дети: Голова, панцирь, хвост, лапы, глаза, нос, когти.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что умеет делать черепаха?
Дети: Ползать, есть, прятаться.
Воспитатель: Чем покрыта голова? Хвост?
Дети: Чешуёй, шея в складках.
Воспитатель: Какие глаза?
Дети: Маленькие, круглые.
Воспитатель: На что похож рот?
Дети: На клюв.
Воспитатель: У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими роговыми челюстями.
Воспитатель: Сколько лап у черепахи?
Дети: 4.
Воспитатель: Посмотрите, какие когти у черепахи на лапах. Зачем они ей?
Дети: Чтобы отталкиваться, рыть
Воспитатель: А ещё чтобы закапывать яйца, из которых появляются её детёныши. Как можно их назвать?
Дети: Черепашата.
Воспитатель: Рядом с нами живут разные животные. Кролики, зайцы, белки – прыгают. Лисы, собаки, кошки - бегают, ходят.
- А как вы думаете, как передвигается черепаха?
Дети: Ползает.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем, а почему черепаха ползает?
Дети: Лапы короткие, панцирь тяжелый.
Воспитатель: Про кого говорят «Ползает как черепаха», «Неповоротливая как черепаха»?
Дети. Про медлительных людей.
Воспитатель: Прикоснитесь аккуратно к ногам черепахи палочкой. (Черепаха остановится, замрет и, возможно, втянет конечности и голову под панцирь). Посмотрите, черепаха втянула голову и лапы. Почему она это сделала?
Дети: Она испугалась. Панцирь служит черепахе защитой.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут черепахи?
Дети: В пустынях, в Африке, в теплых странах, в море.
Воспитатель: Сейчас посмотрим, какие бывают черепахи. (Показ иллюстраций).
Черепахи бывают морскими и сухопутными. Которые живут в море - морские, у них вместо лап ласты. Слоновые черепахи - самые большие из сухопутных черепах. А наша черепашка степная, сухопутная. Черепахи очень любят тепло. Зимой засыпают в норках, т. е. впадают в спячку до весны.
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Сейчас побываем с вами в роли исследователей. Погладьте черепаху по панцирю. Какой он?
Дети: Неровный, шероховатый.
Воспитатель: А теперь погладьте камень, а он какой?
Дети: Ровный, гладкий.
Воспитатель: Постучите легонько по панцирю, какой звук?
Дети: Глухой, приглушенный.
Воспитатель: А теперь постучите по камню, тут какой звук?
Дети: Звонкий.
Воспитатель: Выпустим черепаху в песок и посмотрим на следы которые она оставляет. (Дети подходят к столу с лотком).
Воспитатель: От чего остаются следы?
Дети: От хвоста, лап.
Воспитатель: Посмотрите, от хвоста остается полоса, а от лап ямки. Возьмем лупу и рассмотрим их получше.
Воспитатель: А как вы думаете, что любит кушать черепаха?
Дети: Траву, одуванчики, капусту, фрукты.
Воспитатель: Ребята, черепаха очень похожа на камень, но она живая. У нее есть лапки, хвост, панцирь, голова, рот, нос, глаза. Она двигается, ползает, видит, слышит, ест, прячется в панцирь от врагов. Черепаха – это частица живой природы, о которой нужно заботиться и оберегать.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось в черепахе?
Дети: Панцирь, когти….
Трудовая деятельность
(изготовление оригами «Черепаха» под руководством воспитателя)
Воспитатель: А сейчас каждый из вас сделает из бумаги свою черепашку.
План работы.
1. Квадратный лист бумаги перегибается по двум диагоналям.
2. На правой верхней части делается загиб.
3. Затем заготовка складывается пополам.
4. Месте, где будет голова, аккуратно выворачивается. (Задняя хвостовая часть сгибается складкой и аккуратно убирается вовнутрь фигурки черепахи. величина загиба должна быть небольшой).
5. При помощи фломастера рисуем глаза и щитки.
III Заключительная часть
Воспитатель: Что мы сегодня узнали о черепахе?
Дети: Какие бывают черепахи…
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы. Черепашке нужно отдохнуть, давайте положим ее обратно в корзинку. Когда она отдохнёт мы покормим ее капустой.