Овчарова Лариса
Экологическое занятие «Лесная красавица»
▼ Скачать +Заказ
Занятие «Лесная красавица»
Цель: Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе. Дать представление о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.
Закреплять умение рисовать торцом сухой кисти.
Оборудование: искусственные елки, картинки дятла, клеста, белки, мыши, ветки, шишки и семена ели и сосны, письмо от Лесовичка. Нарисованный силуэт елки, гуашь, кисть (щетина, салфетка (на каждого ребенка, музыкальное оформление (по выбору педагога).
Публикация «Экологическое занятие „Лесная красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
Вос-ль: Предлагаю прогуляться по зимнему лесу. Как следует одеться и почему? (ответы детей).
Вос-ль: Представьтесь, что идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями. (Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем, останавливаются на «полянке»).
«Прогулка в зимнем лесу».
Мы пришли в зимний лес-
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа – березка в шубке стоит,
Слева – елка на нас глядит. (отводят руки в указанную сторону и прослеживают взглядом)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики», смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот и зайка проскакал (прыжки)
От лесы он убежал.
Этот серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет! (руки на поясе, наклоны в стороны)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас! (приседают, прячась)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит. (имитируют сон)
Пролетают снегири,
Как красивы они! (имитируют полет птиц)
В лесу красота и покой,
Нам не хочется домой! (разводят руки в стороны)
Вос-ль: Смотрите, что это там под елочкой лежит? Письмо… (поднимает конверт, читает). Детский сад «Тюльпан», детям старшей группы, от хозяина леса Старичка-лесовичка.
«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожить лесных жителей.
В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них загадка.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год! (Ель)
Я очень беспокоюсь. Скоро новый Год и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые елочки.
Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные елки выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой. Объясните, пожалуйста, взрослым, что елки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать елки на елочных базарах».
Старичок-лесовичок.
Вос-ль: Заботится хозяин леса о своих питомцах.
А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?
Дети: Ель – хвойное дерево. У нее вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозеленое растение. Ствол елки прямой. У молодого деревца он тонкой зеленоватой коркой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно-серой шероховатой.
Расположение веток у ели не такое как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветвях взрослых можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола ели приятно пахнет.
Вос-ль:
Какие еще хвойные деревья вы знаете?
(сосна, пихта, лиственница, кедр)
Чем похожи и чем отличаются эти деревья?
Дети: На этих деревьях вместо листьев растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п.
Например, у сосны иголки длинные, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые.
Ствол покрыт корой светло-коричневого цвета, ветки расположены в верхней части ствола.
(Дети рассматривают картинки деревьев, сравнивают ветки, шишки и семена сосны и ели)
Вос-ль: Чем исскуственная елка отличается от живой ели?
Дети: Искусственная ель не может расти, у нее нет корней, в ее шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в воде, земле, свете. Ее можно использовать много лет. Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У нее есть корни, которыми ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые ей для роста.
Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если живое дерево срубят, оно засохнет.
Пластический этюд «Я стройное дерево»
(Дети представляют себя деревцами, корни в земле, руки-ветви тянутся к солнцу, ветви покачиваются при дуновении легкого ветра)
Вос-ль: Какие стройные, красивые деревья у вас получились! Многих лесных обитателей можно встретить в ельнике. Чем же их привлекает это дерево.
Дети: Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейника.
Вос-ль: (демонстрирует иллюстрации) Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться.
Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживается на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достает из шишек семена.
А как человек использует ель?
(Вос-ль показывает картинки, дети называют: мебель, бумагу, картон, искусствен. ткани, целлофан, лекарства, муз. инструменты – скрипка, балалайка, домбра)
Вос-ль: Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая.
Ели высаживают во дворах, скверах, парках. Это дерево очищает воздух, а значит дарит людям здоровье. О нем написано много стихов, песен.
Дети читают стихи о ели. Например,
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот, водят хоровод.
И. Токмакова
Можно исполнить песню
«В лесу родилась елочка»
(муз. Л. Бемана, сл. Р. Кудашева)
Вос-ль:
Хорошо в зимнем лесу, но пора вернуться в детский сад. Скоро Новогодний праздник. Кого бы вы хотели пригласить на него?
(маму, папу, бабушку)
Сделаем приглашения для гостей. Нарисуем колючую зеленую елку, украшенную яркими огоньками.
( напомнить прием рисования: набираем краску на сухой ворс кисти и слегка постукиваем по контуру елочки, затем внутри контура, от центра к краю, изображая ветки)
Это трудно? Нет, пустяк!
Кисточку возьмем вот так: (ставит кисть перпендикулярно листу бумаги)
Кисть порхает вверх и вниз,
Ворс, к бумаге прикоснись!
Много, много, много раз…
Все получится у нас!
Когда елочка станет колючей и зеленой, ее можно украсить гирляндами огней.
Звучит музыка, дети оформляют приглашение.