ТАТЬЯНА НЕЗДОРОВИНА
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Может быть, старшее поколение, да и мы, среднее, еще помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с прикосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепали по лужам, собирали полевые цветы, ловили рыбу, ели с каждого и с любого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Но что имеют наши дети? Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены?
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности и интеллекта“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Радиационные дожди, плоды, которые покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, вырубленные кедровники и виноградные лозы - вот это наше наследство. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может быть, через десяток лет, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.
Самое важное место в борьбе за будущее человечества, за высоконравственного человека занимаем мы, педагоги. На протяжении многих лет детям внушали: небо, звезды, вода, любое явление природы – все во благо человеку. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес – это древесина, которая нужна человеку для строительства, точки, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу, в виде грибов, ягод и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. И так во всем.
А нужно ставить на первый план нравственные цели, а за тем уже обучающие. Например: обратить внимание на то, что снежинка красивая и имеет различные узоры, а потом уже добавить, что она тает на ладони и из нее получается вода. Дети хорошо знают, что кошка ловит мышей, собака сторожит дом. Но ребенку необходимо привить истинную любовь к животному, заботливое отношение к нему, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи.
Малышу надо дать конкретные знания о природе, научить слушать ее прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляет его глубже познавать окружающее, повышает интеллект и культуру.
Начиная с раннего возраста через игру и эмоциональное воздействие, я вызвала у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Ознакомила с первыми игрушками, изображающими животных. Использовала дидактические игры: «Кто в домике живет?», «А у нас во дворе», игры – сюрпризы: «Кто-то постучался»; игры – забавы: «Солнечный зайчик» и др.
Расширение кругозора постоянными наблюдениями за животными, явлениями природы, за растениями. Привлекала детей к посильному труду: «Вот как цветы проголодались, земля почти сухая, потрогайте, надо срочно их полить». Во время дидактических занятий знакомила, чем питаются животные «А что ест зайчик?» и обязательно угощала гостя. Для характеристики природы и животных употребляла сложные эпитеты «Кошка грациозная, движения у нее плавные, шерстка бархатная». Со временем дети понимали эти эпитеты, научились восторгаться красотой, стали глубже чувствовать и понимать мир.
На участке кормили с детьми птицу. Малыши всегда радовались этому. Рассказывала, что если кусты не укрыть снегом, они замерзнут. Дети лопатками и с удовольствием забрасывали их снегом. Весной обращала внимание на листочки, распустившиеся на этих кустах, и вспоминали, как дети прятали эти кусты от мороза. Весной сажали цветы вместе с детьми. И если кто сорвет цветочек, говорила что сестрички и братишки этого цветочка поникли головой и плачут. Многие дети переживали и надолго запоминали это. Некоторым детям это не интересно. Но я не оставалась равнодушной перед этим ребенком и старалась внушить ему любовь к цветочкам, давала понюхать и полюбоваться.
Главная моя задача – научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывала в нем чувства ответственности: «Я сильный, а бабочка маленькая, нельзя ее зажимать в ладошках. Я буду добрым». Малыши в основном гуляют на участке. А заметно взрослеет и умнеет малыш после отпуска, проведенного с родителями. Сколько новых впечатлений он привозит, как увеличивается его словарный запас, каких животных он видел в зоопарке или в деревне.
Одной из основных задач я считаю работу с родителями. Предлагала им по пути в детский сад или по дороге домой обращать внимание ребенка на погоду, явления природы, животных. Малышей спрашивать: «Какой снег? Чем укрываются зимой деревья?» и многое другое. Взрослые, воспитатели и родители должны научить детей любить, щадить природу и любоваться ею. А для этого надо подать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка впечатлениями.
При общении старших ребят с природой часто возникают противоречия. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их с другой стороны – жестокость и равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят природе вред.
Поэтому задача взрослых найти оптимальный вариант для решения этих проблем: объяснения, и личный пример и нужный выход из ситуации. Проявление нравственных эмоций тесно связанных моральным выбором. Например, дежурный забыл полить растение: листья поникли, стали опадать, нераспустившейся бутон засох. Вид растения заставит дежурного оценить свое поведение и оценить его.
Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя, как части живой природы. Дети должны знать жизненно необходимые проявления человека, животных, растений (питание, рост, развитие); осознать свою схожесть с представителями живой природы, должны сопереживать, сочувствовать в содействии. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия.
Ребенок должен различать живую и неживую природу. У них должно проявляться сочувствие, желание помочь любому растению, животному. У ребенка вызывается чувство радости от общения с живым существом. Когда я рассказывала, что у животных, как и у людей, есть глаза, уши, рот, сердце, легкие. Оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство. «Человек и животное – живые существа». «Растение – живое существо». Проводила с детьми беседу «Как люди заботятся о природе». В своей работе я использовала метод наблюдения: «Послушаем, как бьется сердце»; дидактическая игра «Угадай по вкусу» и т. д.
Чтобы сформировать у ребенка сочувственное отношение к природе знакомила их с художественной литературой. Это авторы: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Золотой мир» и многие другие. Проводила беседы по содержанию рассказов. В начале давала детям поразмышлять, а затем дочитывала до конца произведение.
Не менее важной задачей является: научить детей трудиться в природе. Наблюдая, что растения на грядке поникли, стебли повисли, предлагала детям полить их. Труд детей должен быть бескорыстным. Детям постоянно внушала, что растения и животные природного уголка нуждаются в нашей помощи, без нашего труда они погибнут: после наблюдения отпустим животных на свободу. Сознательное исследование правильным формам поведения вырабатывает у детей представления о том, как не надо делать. Обычно оно не навязывается в готовом виде (нельзя топтать, нельзя бегать по газону, нельзя бить животных и т. д., а является итогом его самостоятельных рассуждений и выводом на основе положительного опыта.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познании родного края, в воспитании любви к родине.
Основной задачей педагогики является экологическое воспитание, т. е. воспитание экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. С ранних лет я воспитывала бережное отношение к ней. Чтобы не было негативного отношения к природе, больше давала детям знания о ней. Дошкольникам свойственна подражательность, поэтому взрослые своим личным примером оказывать на детей воздействие. Осуществляя экологическое воспитание в детском саду, я формировала у детей элементарное представление о растениях и животных как о живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, рассказывала о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Наглядное представление о движении растений проводила на опыте с тюльпаном. На ночь помещала в холодное место, а утром вносила в теплое. За несколько минут тюльпан распускался. Наблюдали за животными: как двигается рыбка, воробей, лягушка и т. д. Ребенок может это показать.
Старшим детям объясняла, что питание растений происходит в почве, с помощью воды оно всасывает корнями. Задавала вопросы: «Почему делают пересадку растений, рыхлят почву?». Давала понятия детям о маскировочной окраске животных, о способах передвижения (быстрый бег, прыжки, полет, как приспосабливаются звери и птицы к похолоданию. Читала книги, рассказы, рассматривали иллюстрации, ходили на экскурсии, проводили наблюдения на прогулке – все это давало понятие детям об экологии.
Как научить детей охранять природу? Привлекать детей к заготовке корма птиц. Это семена арбузов, дынь, ягоды калины, рябины, семена сорных трав. А зимой кормили птиц. Старших детей приучила ухаживать за растениями: это посев, полив, пересадка, рыхление и т. д.
Взрослые всегда должны подчеркивать моральный смысл поступков. Например: «Если ты нашел гнездо птицы в кустах или на земле – сразу отойди, иначе птицы могут покинуть гнездо. По твоим следам гнездо могут найти хищные звери и разорить его».
И, конечно же, большое воздействие на детей оказывает художественное слово. Прочитала детям стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.