Юлия Девальд
Экологическое воспитание в ДОУ (из опыта работы)
«Экосистема дошкольного образования»
Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.
А. С. Арсеньев
Как считают специалисты, экологическое образование необходимо рассматривать как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породило новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое воспитание является для нашего детского сада важнейшим направлением потому, что на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
В своей работе мы опираемся на методические пособия «Экологическое воспитание дошкольников», «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой, (программы экологического воспитания детей «Юный эколог», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленниковой, «Прогулки в детском саду» И. В. Кравченко. «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. Золотова, «Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко и др.
.Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
Творческая задача коллектива МБДОУ д/с №4 «Ласточка» - включение регионального компонента в экологические программы. Создан экологический паспорт, имеется «Красная книга» нашей области, альбом «Лекарственные растения нашего района» (материал подбираем сами, силами воспитателей и родителей создана экологическая тропа на территории МБДОУ.
Формы и методы нашей работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями, животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, викторины, КВН, трудовая деятельность детей, проведение опытов, экспериментов, посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности. Занятия, как правило, всегда проходят в игровой форме включают в себя игровые, обучающие ситуации с использованием игрушек-аналогов, игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей (например «Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах», «Доктор Айболит осматривает комнатные растения» и др.). Продолжаем разработку тематических недель «Моя маленькая и большая Родина», «Экология края», «Матвеев Курган – моя родина». Цель этой работы - знакомить детей с природой родного края, народными и национальными традициями, с доступными пониманию детей экономическими и экологическими проблемами региона (очистка воды, проблема мусора, транспорт и т. д.).
Экологическая тропа МБДОУ знакомит детей с разнообразием природы, учит видеть взаимосвязь явлений, воспитывает эстетические чувства, укрепляет дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывает нравственные чувства.
В системе проводятся занятия о сезонных изменениях в природе, о том, какие животные проживают в различных экосистемах, какие растения растут на территории детского сада. Большое внимание уделяется педагогами совместно с детьми организации и изучению экологических пространств на территории детского сада.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей - важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т. д. Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием. Систематически устраиваются тематические выставки детских работ.
Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания. В группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Вместе с ребятами мы читаем художественную литературу, рассматриваем иллюстрации в книгах о природе, проводим беседы, обсуждение прочитанного, организуем конкурсы и викторины.
Территория детского сада используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др. малые архитектурные формы – «казачий дворик», искусственный водоем, мини-стадион и игровые площадки.
В ДОУ созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие исследовательские проекты: «Вода-водица», «Природные зоны», «Музей песка и камня», «Зимний сад», «Мир живой природы», «Творчество и окружающий мир», разработана картотека экспериментов, опытов и наблюдений.
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку и «дорожку здоровья».
Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017учебном году стали следующие достижения:
Проведение экологических акций :
«День древонасаждений», «Добро пожаловать, скворушка!» «Наряди елочку», «Птичья столовая», «Берегите люди Землю!»
Проведение праздников и тематических занятий - «День птиц», «Зелёная весна», «День Земли», «Как люди речку обидели», «День защиты окружающей среды».
Организация конкурсов рисунков и выставок «Чистая земля-детям», «Осенние фантазии», «Огонь-враг леса», «Зимняя сказка», участие во всероссийском конкурсе «Зелёная Россия -2017».
Участие в районных акциях и фестивалях «Зелёная весна -2017», экологический фестиваль «Экология. Творчество. Дети.»
В скором будущем, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Проведение серьезной развивающей работы в условиях ДОУ являет собой залог воспитания будущего поколения, способного не только защитить свою природу, но и прочувствовать её проблемы и стать не просто "человеком потребляющим", но и "человеком дающим".