Наталья Суслова
Экологическое воспитание методами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание сегодня становится особенно актуальным для современного российского образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Любовь к окружающей природе является мощным фактором формирования у детей грамотного, бережного отношения к ней. Другими словами, речь идет об экологической культуре, которая проявляется на уровне поведения или деятельности.
Публикация «Экологическое воспитание методами ТРИЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте формируются первичные представления о причинно-следственных связях в природе, элементарные представления о закономерностях в природе и жизни человека, предпосылки абстрактного мышления, закладываются базовые личностные качества. Многие специалисты в области дошкольного образования отмечают, что познавательная активность детей дошкольного возраста позволяет педагогам поддерживать их интерес в области экологического образования. Характерная для детей этого возраста эмоциональная восприимчивость усиливает интерес к объектам и явлениям окружающего мира.
Основной целью обучения, в нашем случае, является формирование экологических представлений, знаний, умений, навыков, которые направленны на сбережение и улучшение состояния окружающей среды.
Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. С самого рождения ребенок является активным исследователем. В разных видах деятельности он наблюдает, экспериментирует, сравнивает, и таким образом, приобретает собственные представления и опыт.
Причем, представления ребенка, полученные в результате своей деятельности, значительно прочнее и надежнее, чем полученные в готовом виде от взрослого. Но самостоятельное познание ребенком окружающего мира хаотично и спонтанно, поэтому для его развития этого недостаточно. Важна система, которую обеспечить может только взрослый.
В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание. В связи с вышесказанным, определенный интерес представляет применение технологии - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Поскольку исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природ сообразности обучения, то есть, обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно–экспериментальной, бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, изучив опыт работы в данном направлении других педагогов, мы определили основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. Расскажу о некоторых из них:
1. Метод противоречия (проблемные ситуации).
Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.
В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных:
• Волк злой, а лиса хитрая (повадки)
• Волк серый, а лиса рыжая (внешность)
• Олень большой, а заяц маленький (размер)
• Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)
• Петух - птица, а кошка - животное (вид)
В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим».
Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно», например, собака опасна, когда её дразнишь.
2. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.
Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Примеры: «Кто медведя весной разбудил?», «Кто съел запасы белки?», «Как очистить речку от мусора?», «Где найти лето зимой?» «Как помочь сломанному дереву?»
Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является -синектика.
3. Синектика – это так называемый метод аналогий.
Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии. Автор выделяет следующие аналогии:
а) Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа, и как следствие-умение сопереживать этому объекту.
Примеры заданий:
- «Прошурши как осень листочками»;
- «Ты зайчик, покажи, как ты прячешься от дождя»
- «Ты маленький гриб, покажи, как ты вырастешь после дождя»;
- «Изобрази повадки кошки во время охоты на воробья»;
- «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».
Прием эмпатии можно использовать с младшего возраста. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.
б) Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;
Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.
Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду) : на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.
г) Функциональная аналогия: Игра «На что похоже дерево, листочек?», «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.
д) Фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.
Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом: «что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»
4. Метод фокальных объектов
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.
Используют этот метод в игровой форме : предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого, воспитатель фиксирует, то что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например, задуманное слово весна (т. е фокальный объект). Называем еще два - три объекта: солнце, кошка. Называем признаки этих слов: солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка: черная, мягкая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна гладкая, весна теплая. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравится - не нравится», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.
Еще один пример: игра «Изобретатели» придумать несуществующее фантастическое животное. «Чудоживчик: Му-гав-Иго-го» - домашнее животное должно охранять дом как собака, давало молоко – как корова, умело быстро бегать как конь, но, чтобы не упасть с него должны быть горбы как у верблюда и рога как у оленя, чтобы держаться за них… Пусть у него будет красивый хвост как у павлина и крылья, чтобы можно было летать на нем.
5. Метод «Системный анализ»
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод используют с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Использовать горизонтальные ряды, например, огород на окошке: (опыт – посадка лука).
Использовать вертикальные ряды, знакомить с частями тела животных и средой обитания.
В старших группах используются все 9 экранов.
Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.
Пример:
• Система. Дерево.
• Подсистема. Ствол, корни, ветки, листочки.
• Надсистема. Лес.
• Прошлое. Раньше дерево было маленьким семечком (форма семечки) или молодым росточком, которое было высажено в молодом лесу. Прошло время и…
• Настоящее. Это уже большое дерево – дуб, с могучими ветвями, дереву уже 40 лет.
• Будущее. Дерево будет расти и дальше, принося каждый год плоды, которыми будут лакомится животные, вскоре в его дупле поселится белка. Она постепенно состарится… так же, как и люди. Сильные ветры и ураганы потреплют его. Возможно его спилят на дрова.
• Антисистема. Кабаны, которые подрывают корни дерева, от этого оно может раньше времени засохнуть.
Применять этот метод можно где угодно! Умываетесь? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.
Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.
6. Системный анализ: кольца Луллия
Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности, оно состоит из трёх вращающихся круговых зон. Методика построена на изобретении французского монаха Раймонда Луллия – логическая машина в виде бумажных кругов. Ее можно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей, их средой обитания. Обсуждается парадоксальная ситуация, например, «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?». Можно использовать следующие типы заданий: «Найди реальное сочетание», «Объясни необычное сочетание», «Придумай фантастическую историю».
7. Моделирование маленькими человечками
Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что, когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение. Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например, «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют.
В заключении, можно сказать, что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания, повысить их экологическую культуру. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Использование в своей работе методов и приёмов технологии ТРИЗ, в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям. ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.