Марина Пушкина
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы № 5 Бабочки
Пушкиной Марины Евгеньевны
За 2021-2022 учебный год
Тема: Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
Тема моего самообразования «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасении природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
• повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи:
• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
• формировать знания, умения и навыки воспитанников;
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Пополнен уголок природы и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
- Подобран демонстрационный материал.
- Создана картотека прогулок.
- Создана картотека «Наблюдения на прогулке».
- Изучена методическая литература:
• Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• С. Н. Николаева. Юный эколог. Москва. Мозаика-синтез 2010.
• О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика – Синтез 2009 г.
• О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа»». Мозаика – Синтез 2016г.
• Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников Москва Мозаика-Синтез, 2014.,
• Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
• Интернет - ресурсы
Мною на начало учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.
В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.
В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, игр с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась мною в различных формах : игра - путешествие, беседа, экскурсия в ближайшее природное окружение,
Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.
Беседы проводились с детьми на самые разные темы. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «В гости осень к нам пришла», НОД в форме беседы «Чудеса с грядки» и «Что нам осень принесла?». В ходе, которых закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов (картофель, огурец, помидор, свекла, лук, яблоки, сливы, груши, воспитывала у детей уважение к труду взрослых. Также с детьми участвовали в конкурсах поделок из природного материала “Дары осени”
В осенний период мы с детьми «совершили путешествие в гости к старичку – Лесовичку, во время путешествия дети полюбовались красотой осеннего леса, узнали какие растения и грибы растут в лесу. А напоследок сделали грибочки из пластилина.
Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии.
Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы» способствовала обогащению представлений детей о зимующих птицах, особенностях внешнего вида и поведения, питания, выведения потомства.
Весной я провела с детьми занятие на тему «В гости к Хозяйке Луга”. Цель НОД: обогатить и закрепить знания детей о насекомых. Поставленную цель достигали с детьми, реализуя такие задачи:
Расширять представления детей о разнообразии насекомых (пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка)
Развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру.
Воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Дети совершили увлекательное путешествие, в ходе которого выполняли разнообразные задания. Что-то получалось хорошо, что-то давалось с трудом, но в итоге дети совместно с взрослым добились желаемого результата. Дети отыскали спрятавшихся от людей насекомых и поняли, что не нужно их беспокоить и можно просто тихонько наблюдать за их жизнью. Проблемная ситуация «Как себя вести с насекомыми» способствовала пополнению у детей знаний о безопасном поведении на прогулке, с появлением насекомых. Учила моделировать ситуацию, находить верное решение в конкретной ситуации.
Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы.
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Доброй традицией становится и участие в акции “Эко-весна”, в которой дети с удовольствием принимают участие.
Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно вели уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, также высаживали лук, сеяли и выращивали овощи, вели дневники наблюдений.
Одним из эффективных и наиболее интересным для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности можно уточнить, обобщить, закрепить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее», «Узнай и назови» и т. д. Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…». Подвижные игры: «Раз – два – три – к дереву беги» и т. д.
Также в течение года совместно с детьми и с участием родителей изготовили дидактические игры “Кто чем питается?”, “Чей хвост?”, “Чей детеныш?” и т. д.
И, конечно же, с особым восторгом дети участвуют в праздниках экологической направленности. В этом году в детском саду проводилась Огородная сказка, День земли. Ребята совместно с родителями участвовали в экологической акции по сбору зажимов от хлеба Собиратор. Весной совместно с ребятами провели субботник на прогулочном участке. Уже второй год подряд участвуем в акции Покорми птиц зимой
Заключение:
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Мы должны очень много учиться,
Чтоб законы природы узнать.
Мы должны очень много трудиться,
Чтоб богатство ее сохранять!
Мы научимся жить иначе,
Сберегая природу, как дом,
Потому что для нас очень значим,
Этот мир, в котором живем!
Мы накормим зимою пичужек,
А весною построим им дом,
Потому что нам очень нужен
Птичий щебет со всех сторон!
Мы посадим деревья у дома
И на вырубках вырастим лес,
Потому что нам очень нужно,
Чтобы лес с Земли не исчез.
Как призыв или как молитву
Сердце ритм отбивает в груди
Сбереги, ты, планету эту,
Не губи! Не руби! Не вреди!