Жанна Нарышева
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: экология, дошкольник, экологическое воспитание, природа, краеведение.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе! С именем "Кузбасс" у большинства из нас связано представление об угольных и железорудных шахтах, заводах - гигантах, черной и цветной металлургии. Однако, мы живем в краю, который богат не только своей промышленностью и подземными кладовыми, но и удивительной природой, неповторимой в своей красоте.
Кузбасс – один из богатейших и красивейших уголков России. Его уникальная местность, в которой гармонично сочетаются горные заснеженные пики с кристальными озерами и чистыми реками, удивительные водопады и таинственные пещеры с подземными источниками, живописные леса. Между тем, многие из нас, особенно горожане, не видели, а большинство и не умеют видеть, как прекрасна окружающая их природа.
Умение видеть и чувствовать красоту, любовь к природе воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями и животными, а также с самим собой. Природа успокаивает и вдохновляет, воспитывает и учит. Это очень ценно для подрастающего поколения.
В дошкольном возрасте прививаются первые правила экологического воспитания (нельзя обижать животных, нельзя рвать цветы, нельзя ломать ветки и. т. д, а также приобщение к миру природы, сопоставляя себя самого, как ее неотъемлемую часть.
Наша задача - в доступной форме рассказать детям о братьях наших меньших, привить у детей чувства доброты, милосердия и чуткости, справедливости. Если не привить ребенку эти качества в самом раннем возрасте, то потом будет поздно. Как говорил великий писатель Л. Н Толстой «Только тот может быть своим патриотом Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
В связи с этим мы составили сборник конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Наш дом-Кузбасс». Он нацелен на воспитание любви к родному краю, родной природе. При этом особая роль отводится краеведческой работе. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В сборник «Наш дом-Кузбасс» вошли 4 раздела.
Первый раздел - «Животные Кузбасса». Знакомя детей с дикими животными Кузбасса, систематизируя детские представления, воспитываем не только интерес, любовь и бережное отношение детей к животным, но и формируем ценностное отношение к ним.
Второй раздел - «Достопримечательности Кузбасса». Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Третий раздел - «Птицы Кузбасса». Раздел посвящен птицам, живущим на территории Кемеровской области, а также редким видам пернатых и видам, занесенных в Красную Книгу Кузбасса. Наблюдая за птицами во время прогулки, дети видят, как трудно существовать им в зимний период из - за нехватки корма. Поэтому в нашем детском саду прошла акция "Эко - кормушки". Теперь птицы - частые гости на нашем участке.
Четвертый раздел - «Растения Кузбасса». В этом разделе мы знакомим детей с лекарственными травами Кузбасса и растениями, которые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения - это наше богатство Кузбасса, которое нужно охранять и бережно использовать.
На нашем участке детского сада растут растения, которые могут предоставить дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Мы считаем, что взаимодействие педагога с детьми будет наиболее эффективно через такие формы работы, в которых дошкольники получают непосредственный контакт с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
Все занятия из сборника включают следующие группы методов:
• Практические (моделирование, простые опыты). С помощью практических методов дети начинают понимать связь между отдельными предметами и явлениями природы, систематизируя, таким образом свои знания переводят в практическую деятельность.
• Наглядные (показ картинок, рассматривание иллюстраций, наблюдения, моделирование). С дошкольниками эти методы являются наиболее эффективным, потому как они соответствуют познавательным возможностям детей, фиксируя в сознании самые яркие представления о природе.
• Словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседа, заучивание наизусть);
• Игровые (игровые ситуации, загадки, подвижные игры, дидактические игры). Это самый надежный метод, так как игра позволяет ребенку получить необходимые знания без переутомления.
• Собственно-практические (практические ситуации, обращение к личному опыту детей, поисковые действия).
Весь обучающий курс непосредственно - образовательной деятельности мы проводим в форме игры. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. В организации игровых ситуаций, используем загадки, а также другие элементы фольклора (пословицы, поговорки). Знакомим детей с народными приметами. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость.
Экологическое воспитание считаем необходимым проводить в тесном контакте с семьей. Ведь дети берут пример с родителей. В нашей группе родители совместно с детьми активно принимают участие в различных экологических акциях. Также для родителей проводим анкетирование с целью выявления заинтересованности экологическими проблемами.
В своей работе планируем достичь ожидаемых результатов: если ребенка систематически знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом, развитием, то можно сформировать у ребенка правильную экологическую позицию по отношению к природе - быть не потребителем, а рационально использовать ресурсы природы, уметь беречь и преумножать их.
Любовь к природе, а также умение видеть и чувствовать ее красоту воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями, с братьями нашими меньшими! Ведь от рождения в человеке заложен огромный потенциал любви к природе.
Так давайте же вместе с детьми развивать его в себе, заботиться о нашей малой Родине! Очень хочется, чтобы как можно больше жителей Кузбасса любили, ценили место, в котором они живут и постарались сберечь эту красоту для будущих поколений!