Пархоменко Надежда Васильевна
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру, проведение информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры в отношении с природой.
сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Недалеко то время, когда сегодняшние малыши станут взрослыми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь на нашей планете. Поэтому очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение и бережное отношение ко всему живому, способность предвидеть последствие своего поведения в природе.
Ребёнок должен понимать, что нет «ничейной» реки, бесполезной букашки, не нужной травы. Ведь в природе всё гармонично связано между собой и нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, бумажку, и так делают многие, причём всё это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. Нам нужно закладывать в сознания детей ощущение окружающего мира, как огромного долга, в котором мы все живём.
Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует и направляет деятельность детей так, чтобы она была эмоционально насыщенной, содержательной, способствовала формированию навыков и представлений о природе и помогала в решении экологических задач.
Экологическое воспитание осуществляется в различных видах деятельности: наблюдения, опыты, исследования, игры, труд, чтение художественной литературы о природе, экскурсии, праздники.
Систематические наблюдения, беседы развивают умение видеть и чувствовать.
Формируется правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать.
Для организации опытов, исследований необходимо место, где могут наблюдать и устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Воспитатель направляет деятельность, задаёт вопросы, ставит проблемные задачи.
Главное вызвать интерес у детей и желание продолжать самостоятельно такую деятельность.
В экологическом воспитании используют разнообразные игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные, экспериментальные.
Игра даёт детям свободу действий, возможность проявлять инициативу. Играя, дети имитируют повадки и образ жизни животных, в играх закрепляются знания о свойствах и признаках предметов, систематизируются знания о растениях, явлениях природы и так далее.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках (полив, рыхление на огороде, в уголке природы, на клумбе). У детей воспитывается бережное отношение и любовь к природе.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными, с условиями их обитания. Красота природы вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Во время экскурсии дети собирают природный материал для последующих наблюдений в группе и изготовлению поделок.
Чтение художественной литературы о природе помогает обогащать знания детей, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Рассказы, поэтические образы, иллюстрации надолго сохраняются в памяти, а вызванные ими чувства способствуют бережному отношению к природе, воспитывают любовь к Родине.
Полноценный воспитательный эффект будет достигаться тогда, когда детский сад и семья действуют совместно.
Необходимо проводить родительские собрания, консультации, анкетирования, совместные экологические праздники, привлекать родителей к участию в конкурсах, проектах, озеленении участков и так далее.
Работа с семьёй помогает созданию благоприятной обстановки в семье, способствует повышению экологической культуры родителей, развивает в детях чуткое гуманное отношение к природе. Главное – заинтересовать родителей.
Формирование у детей (экологического) ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
В наше время дети прекрасно разбираются в компьютерах, планшетах, но зачастую не знают, как выглядит роща, не знают запах леса, названия цветов. Природа для них абстракция, а не реальное переживание.
Детям необходимо общение с природой. Ребёнок должен иметь возможность потрогать кору дерева, лист, вдохнуть аромат цветка, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы, уметь наблюдать и делать выводы. Важно дать понять ребёнку, что в природе всё живое, оно не может говорить, но чувствует.
Природа – это интереснейший мир загадок и новых открытий. Умение наблюдать, делать выводы, бережно относиться к природе – полезное качество, которое пригодится ребёнку в жизни и поучит его жить с природой в гармонии.