Наталья Жукова
Консультация «Экологическое воспитание дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В эпоху прогресса, гонки вооружений, глобального потепления, начала истощения природных ресурсов люди стали все чаще и чаще задумываться: «Как сохранить нашу планету?» Человечество медленно уничтожает само себя. Пересыхают озера и русла рек, погибают редкие животные, меняется климат. Человек, остановись! Опусти глаза вниз – на тебя смотрят дети, дети, которые родились на планете ЗЕМЛЯ и которые имеют полное право жить в чистом, зеленом, солнечном мире. Чтобы приостановить запущенный процесс загрязнения окружающей среды, нужно осознать важность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания, которые мы вложим в наших детей, сформируются в чёткое понимание своей экологической позиции. Дети с представлениями о необходимости оберегать природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на экологическую обстановку вокруг нас, на наше здоровье, на нашу жизнь в целом. Экологическое воспитание –это формирование личности с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, рационально использовать её богатства, приумножать природные ресурсы. Сегодня, в современных условиях потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится необходимостью. Уровень экологической культуры зависит от воспитания, основная задача которого — подготовка детей к дальнейшей жизни в социуме, в природе, на планете. Экологически воспитанный человек еще в детстве овладевает нравственными нормами по отношению к окружающей природной среде. Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры начинается практически с рождения и подразумевает под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура». Как показывает опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья и люди, которые окружают его наибольшую часть времени (воспитатели ДОУ, педагоги ДДЮТ, тренеры и проч.) Именно отношение взрослых людей к миру, их взгляды и ценности формируют экологическое самосознание ребенка. В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Нельзя терять времени зря – нужно прививать ему азы экокультуры с раннего возраста: Гулять как можно дольше - на улице, на свежем воздухе всегда найдётся много интересного. Обращать внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы. Говорить ребёнку, как называются те или иные природные объекты и явления (можно использовать для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки - у ребенка значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы. Можно сажать цветы, садовую зелень, деревья. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы. Очень полезно делать поделки из природных материалов. Материалами могут быть листья, жёлуди, сухие цветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации) Обязательно нужно много читать и беседовать с ребенком на экологическую тематику, обсуждать поступки героев сказок и стихов. В нашем детском саду ОП включает в себя парциальную образовательную программу экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева). На территории ДОУ построена большая теплица, в которой выращиваются тыквы, кабачки, огурцы, томаты, перцы. Дети любят наблюдать за процессами созревания того или иного овоща, умеют различать рассаду и могут определить, каков будет конечный результат выращивания, а сколько радости доставляет маленький созревший огурчик или тыковка, которые можно подержать в руках. На территории много плодовых деревьев (слива, яблони, груша). Они очень красиво цветут и к осени радуют глаз чудесными плодами. Обязательная часть экологического воспитания-общение с животными, оно вызывает чувство радости и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности. Ребенок, умеющий испытывать сострадание и любовь к животным – это маленький ЧЕЛОВЕК с большой буквы. Наверняка он вырастет в дружелюбного, аккуратного и ответственного взрослого. Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить мусор мимо урны, сломать дерево, обидеть животное. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.