Чепланова Анна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Воспитание экологической культуры, как сложного личностного образования, осуществляется постепенно. В деятельности, которая имеет практическую направленность, обеспечивающей возможность получения, синтеза, комбинирования и активного применения информации, является метод проектов, так как данный метод позволяет целостно и системно учитывать разнообразные аспекты экологического образования дошкольников не только на уровне организационных условий, но и на уровне осуществления творческой деятельности.
Внешний вид нашей планеты меняется в результате чрезмерного использования человеком природных ресурсов. Зеленые леса, виды растений и животных сокращаются, а минеральные ресурсы истощаются. В результате загрязнения водных объектов и воздуха, увеличения выбросов проблемы продовольственной безопасности, энергетики и пресной воды становятся все более сложными. В результате это подрывает естественное состояние, которое было стабильным в течение миллионов лет.
Человек должен изменить свое отношение к природе, окружающей его среде, знать и изучать законы природы и развивать свою жизнь на их основе. Нам нужно развивать образ жизни, соответствующий законам природы. В противном случае человек и общество станут причиной великих стихийных бедствий и погибнут от них.
Суть экологического образования и подготовки заключается в изучении и применении постоянного единства между природой и обществом, а также естественных и социальных законов, которые их определяют.
Цель экологического образования состоит в том, чтобы воспитать образованного человека, который знает природную среду и ее ресурсы, использует их экономно, сохраняет их, приумножает богатство и красоту природы и знает социальные и природные законы.
Экологические проблемы - это глобальные проблемы населения мира. Интенсивное увеличение населения планеты с истончением озоновой коры, глобальным изменением климата, истощением верхних слоев почвы, природных ресурсов, сокращением запасов питьевой воды, а также рост промышленного производства, рост техногенных аварий - это проблемы, представляющие интерес для каждого государства. Взятые вместе, они создают среду обитания, которая постоянно ухудшается для самого человека. В прошлом веке людей постигло разнообразие заболеваний, - вот итог неправильного взаимодействия человека с природой.
К плохим местам обитания, загрязненной воде, атмосфере особенно чувствительны маленькие дети. Проблемы экологии напрямую связаны с процессом формирования населения, а так же с потребительским отношением к окружающему миру. Экологическое образование дошкольников имеет существенное значение для всего общества. Основы экологической культуры должны закладываться в юном возрасте, в значительной части теми, кто работает в сфере дошкольного образования и самими родителями.
Изучение «азов» экологической культуры - это сознательно правильное отношение непосредственно к природе во всем ее разнообразии, к людям, которые ее оберегают. Это также осознание зависимости человека от состояния природы, и способности творчески взаимодействовать с ней.
Экологическая культура включает в себя не только понимание красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее сохранению. Важно соблюдать и обсуждать правила поведения с детьми, помогать им получить практический опыт ухода за растениями, животными. По мере взросления детей, обязанностей постепенно становится больше.
Даже самые обычные прогулки по территории детского сада можно трансформировать в экологические занятия. Необходимо использовать как можно больше интересных объектов живой и неживой природы. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возрастов, старые пни с лишайниками и мхами, насекомыми. Так, дети могут понаблюдать за природой, поделиться наблюдениями, поиграть. Такие прогулки познакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями в жизни растений и животных в зависимости от времени года.
Одна из самых популярных форм экологического просвещения - экскурсии. Дети знакомятся с флорой и фауной своей среды обитания. Во время экскурсий дети развивают наблюдательность, собирают различные материалы для дальнейшей работы и группового обсуждения. Красота зимней, летней природы волнует детей, способствует развитию эстетических ощущений.
Дети старших групп проявляют интерес к проведению различных экспериментов. Они помогают установить причинно-следственную связь между различными явлениями и объектами, развивают мышление, наблюдательность и тренирует познавательный интерес у детей. Каждый ребенок учится самостоятельно анализировать и делать выводы по увиденному эксперименту.
Так же можно использовать различную художественную литературу, которая помогает затронуть чувства детей. В последующем общении дети выражают свою радость, сопереживание, спрашивают о возможности спасти героев, сожалеют о них или наоборот радуются.
Важно организовывать с детьми тематические уроки, на которых они могут рисовать, заниматься лепкой, слушать звуки живой природы. Они по-прежнему любят делать различные поделки из природных материалов, собранных своими руками.
С детьми постарше практикуются различные формы занятий, например викторины, конкурсы, дидактические и ролевые игры на темы экологии, природы, способов ее сохранения. Благодаря таким занятиям дети развиваются интеллектуально, обновляют свои представления о законах и фактах природы. Хочется подчеркнуть что, игры не только дают детям возможность быть счастливыми, но и способствуют их всестороннему развитию. Во время игры детям предоставляется свобода действий, они расслаблены, у них есть возможность проявить собственную инициативу. В игры можно играть со сказочными персонажами, которые делают обстановку менее научной, а также более живой и запоминающейся.
В своей деятельности воспитатель должен использовать также сюжетные игры, мастерские по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные игры, театрализованные игры. Их цель - не только развлечение. У детей возникают гуманные чувства, желание помочь, решить возникшую проблему.
Одним из образовательных аспектов, связанных с формированием экологической культуры детей, является создание благоприятной экологической среды в детском саду. Для этого нам нужно создать пространство, где все дети могли бы получить все необходимое, чтобы узнать о живой природе.
Среди них наиболее популярными являются «живой уголок» и уход за растениями и цветами. Правильный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.
Экологические проблемы становятся все более и более важными. Дошкольное учреждение играет важную роль в обществе, поскольку раскрывает красоту природы подрастающему поколению, учить ценить ее и беречь. Обучение наших детей окружающей среде может помочь им выработать устойчивые привычки, которые, скорее всего, сохранятся у них по мере взросления. Даже небольшие действия со временем оказывают большое влияние.