Марина Попова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы исследования заключается в необходимости
повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная
тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний экология
считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и
оптимальной их среду обитания.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный,
последовательный, планомерный педагогический процесс формирования
системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие
у личности ответственного отношения к природе как к универсальной
ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в
знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о
растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких
животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении
объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями
в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно
назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в
улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет
взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и
окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим
поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об
экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он
4
специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с
воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое
направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий
момент проходит этап становления.
Между человеком и природой формируются определенные отношения,
человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее
влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет
свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя
проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой -
это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение.
Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое
отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки
соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики.
Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего
возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения
между природой и человеком.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой
личности. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей :
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из
самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания
дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для
воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны
входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в
дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Экологическое воспитание дошкольников в
дошкольной образовательной организации».
5
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей
старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания старших
дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей
старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации
Цель исследования:на основе анализа теоретических и практических
аспектов разработатькомплекс мероприятий по экологическомувоспитанию
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если
будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
старших дошкольников с использованием разнообразных форм:
непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экологические
праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни,
труд, организации выставок и конкурсов творческих работ, участие в детских
экологических конкурсах, олимпиадах, и методов: наглядные, практические,
словесные, проектный метод.