Марина Николаевна Зуева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Экологическое образование как основа формирования экологической культуры общества. Цель и задачи экологического образования дошкольников. Экологическое развитие личности дошкольника в условиях специально организованного образовательного процесса. Развитие психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей в процессе экологического образования. Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с раннего детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Решение этой проблемы возможно только при содействии всех социальных структур, важнейшей из которых является система образования. Стремление гармонизировать отношения человека и природы порождает новую гуманистически ориентированную культурологическую модель образования, методологическим основанием которой служит концепция устойчивого развития. В данной модели на передний план выступает идея гармоничного развития ребенка через обретение целостной картины мира, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно играет ведущую роль в системе образования, выполняет мировоззренческую функцию, охватывая все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. В результате присвоения опыта общественной экологической культуры формируется экологическая культура личности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
экологическое чувствование - эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания - отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
экологическое отношение - действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали. Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б. Т. Лихачев). Под экологической субкультурой понимают совокупность определенных экологических норм и ценностей, нравственно-экологических. представлений, стереотипов экосообразного поведения, интерпретированных конкретным относительно замкнутым сообществом. В частности, можно говорить о субкультуре конкретного ДОУ. В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности с точки зрения развития личности. В экологической педагогике определены основные руководящие положения, которые раскрывают особенности экологической подготовки подрастающего поколения - принципы экологического образования. Целью экологического образования дошкольников и планируемым результатом процесса экологического развития детей и является становление экологической культуры, уровень которой отражается в экологической образованности каждого ребенка. Важно включать детей в творческую деятельность, которая предполагает создание нечто нового, творческое преобразование действительности. Для детей дошкольного возраста творческая деятельность связывается с готовностью к поиску решения проблем и выполнением художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, изготовление поделок из природного материала, сочинение стихов и т. п.).