Оксана Широкова
Экологический творческо-исследовательский проект «Деревья Москвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический творческо-исследовательский проект : " Деревья Москвы"
Автор проекта : воспитатель Широкова О. В.
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Продолжительность: годовой, сентябрь 2018- апрель 2019.
Участники: дети, воспитатель, родители старшей группы ГБОУ Школа им. Н. М. Карамзина, г. Москва.
Публикация «Экологический творческо-исследовательский проект „Деревья Москвы“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Москва. Проекты для детей
- Московская область, город Москва
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Интеграция познавательных областей: "Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", " Художественно-эстетическое развитие", " Развитие речи", " Физическое развитие"
Актуальность:
В наше время, когда вопросы экологии значимы, как никогда, вопросы экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. В дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Мы живем в чудесном городе, который называется Москва. Наш город окружают красивые парки и леса. Деревья встречаются везде, однако дети, как правило. почти не обращают на них внимания, не знают названий, не имеют представлений об отличительных признаках деревьев.
В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о деревьях родного города.
Поэтому, мы решили реализовать проект " Деревья Москвы" Это позволит расширить и углубить знания детей о деревьях нашего края, послужит формированию бережного отношения к ним. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к деревьям, тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Цель: уточнить и расширить представление детей о деревьях города Москвы.
Задачи:
О. О. " Познавательное развитие"
Расширить знания детей о деревьях родного города.
Сформировать умения выделять характерные особенности строения дерева. Сформировать умения выделять признаки, отличающие одни деревья от других. Формировать знания о сезонных изменениях в строении лиственных деревьев.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Рассматривание коры разных деревьев, сравнение.
Рассматривание листьев разных деревьев, сравнение.
Рассматривание семян разных деревьев, сравнение.
Экскурсии по территории детского сада: наблюдение за деревьями в разное время года.
Ознакомление детей с миром природы:
1. " Деревья" ,2. " Береза", 3." Ель" ,4. "Дуб", 5. "Липа" ,6."Осина", 7."Клен", 8." Ива" ,9."Яблоня" ,10." Рябина",11." Тополь" ,12." Черемуха"
О. О. "Социально-коммуникативное развитие"
Учить детей сравнивать деревья. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Активировать в речи название деревьев.
Дидактические игры:
" Что за дерево?", " Раздели деревья на лиственные и хвойные", " Лишняя картинка", " Угадай по описанию", " Составь картинку из частей"
Беседы: "Хвойные и лиственные деревья"
О. О. " Речевое развитие"
Развитие речи:
Учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, пересказывать изучаемые произведения, запоминать стихотворения.
Чтение художественной литературы:
Осень:
К. Ушинский " Четыре желания", " Скучная картина"
В. Даль " Старик-годовик"
Л. Федоров " Кленовый лист"
И. Соколов-Микитов "В осеннем лесу", "Осенью", " Осенний парк"
Стихотворения :
А. Пушкин " Унылая пора! Очей очарованье. ", М. Красев "Падают, падают листья. ", И. Бунин " Листопад", Ф. Тютчев "Листья", А. Твардовский " Лес осенью"
Зима:
М. Пришвин Деревья в лесу"
И. Соколов-Микитов " Зимний лес"
Стихотворения :
Ф. Тютчев " Чародейкою зимою. ", С. Есенин " Береза"
Весна:
И. Соколов-Микитов " Март в лесу"
Стихотворения :
А. Плещеев " Весна", И. С. Никитин " Весна", С. Есенин " Черемуха", В. Жуковский " Черемуха"
О. О. " Художественно- эстетическое развитие"
Учить детей создавать изображения деревьев, растущих в нашем районе с помощью аппликации, рисунка, цвета. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности дерева.
Изобразительная деятельность:
Осень:
1. " Дерево" ,2." Дождь идет", 3. "Яблоня с золотыми яблоками", 4."Осенняя береза", 5."Ель", 6. "Осенний лес", 7."Хмурый ветреный день"
Зима:
1." Зимний пейзаж", 2." Белая береза"
Весна: 1." Цветут сады"
Лепка:
" Гусеница из каштанов"
Аппликация:
Г. С. Швайко "Осенний пейзаж"
О. О. " Физическое развитие"
Разучивание вместе с инструктором по физкультуре и воспитателем подвижных игр.
Подвижные игры: " Шишки, желуди, орехи"
Планируемый результат:
Работа с детьми:
Систематизация знаний по теме: " Деревья Москвы"
Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в жизни деревьев. Пополнение и активизация словарного запаса детей. Формирование целостности окружающего мира.
Работа с родителями: создание детьми совместно с родителями книги " Деревья Москвы", где кроме интересной информации, будет гербарий выбранного дерева.
Изготовление поделок из природного материала к осенней выставке, используя веточки, листики, плоды и семена деревьев.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
Изучение уровня знания детей по заданной теме; определение задач; изучение методической литературы по заданной теме. Подбор игр, художественной литературы, музыки.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Деревья, какие они?
- Как узнать дерево?
- Как разделить деревья на хвойные и лиственные?
- Какое значение имеют деревья в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
-определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
-подготовили оборудование для реализации данного проекта,
-сделали подборку игр для детей старшей группы,
-сделали опорные карточки с изображением деревьев,
разработали цикл наблюдений за деревьями нашего края.
2. Основной этап.
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением деревьев нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за деревьями в осеннее время года. Проводили экскурсии по территории детского сада, собирали осенние листья. Наблюдая, мы выяснили, какие деревья растут на территории детского сада (это березы, дубы, рябины, липы, осины, ивы, ели, ясени)Самым интересным было проведение эксперимента " Как летят семена липы"
Проводили непосредственно образовательную деятельность по различным областям. Узнали много нового о деревьях родного города. Дети научились рисовать и лепить.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о деревьях, проводились развивающие, дидактические, подвижные игры.
Дети совместно с родителями оформили книгу " Деревья Москвы", подготовили сообщения о деревьях нашего края. Из сообщений мы узнали, как растет и развивается дерево. В итоге проведенных наблюдений, дети научились видеть сезонные изменения в жизни деревьев.
Сделали выводы:
Изучая деревья нашего города, и наблюдая за ними в разное время года, у детей расширились знания о деревьях, сформировалось эмоциональное отношение к миру деревьев. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
3. Заключительный этап.
Создание книжного уголка для детей " Деревья Москвы"
Создание детьми с родителями книги " Деревья Москвы"
Представление проекта в виде презентации и ознакомление с книгой на круглом столе с родителями.
В реализации проектной деятельности :
-Знания детей о деревьях расширились.
-У детей сформировались умения выделять характерные особенности строения деревьев.
-Сформировались умения выделять признаки, отличающие одни деревья от других.
- Сформировались знания о сезонных изменениях в строении лиственных деревьев.
Литература:
1. Бондаренко Т. М.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет:Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ТЦ" Учитель",2002.-159с.
2. Комарова Т. С.
Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. -М. Мозаика- Синтез, 2017.-128с. :цв. вкл.
3. Николаева С. Н.
Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М. : Мозаика- Синтез, 2010.-112с.
4. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. лес. Грибы. /Т. И. Подрезова. -2-е изд. -М. : Айрис-пресс-2007-256с. -(" Дошкольное воспитание и развитие")
5. Швайко Г. С.
Занятия по изобразительной деятельностив детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты:Пособие для педагогов дошк. учреждений. -М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.-176с. :ил.
6. Шорыгина Т. А.
Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т. А. Шорыгина. - М. :Издательство ГНОМ 2016.-64с. - (Знакомство с окружающим миром и развитие речи)