Анна Федонова
Экологический проект «Зелёный портфель»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в подготовительной логопедической группе «Радуга»
«Зелёный портфель»
Паспорт проекта
Тип проекта :
По содержанию — познавательный, исследовательский, творческий.
По числу участников – групповой
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов
Сроки реализации:
краткосрочный (с 8 по 19 июня 2017 г.)
Руководитель проекта – воспитатель Федонова А. Д.
Участники проекта : воспитатель
• Дети
• Родители
Публикация «Экологический проект „Зелёный портфель“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность проекта :
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Зелёный портфель».
Задачи проекта :
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать бережное отношение к живому.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в группе, общаться с товарищами и взрослыми;
Образовательная область «Речевое развитие»
• Воспитание культуры речи
• Упражнять в правильном произношении звуков родного языка
• Развивать умение вести диалог, составлять описательные рассказы.
Предполагаемый результат проекта :
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Театрализация ««Зелёная мечта»
Сотрудничество с семьё й:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых
Продукты проекта :
• Презентация для детей «Наши соседи насекомые»
• Презентация для детей «Насекомые в загадках»
• Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)»
• Бабочка (оригами; дети)
• Божья коровка (лепка; дети)
• Насекомые (конструирование из мозаики и конструктора; дети)
• Насекомые (рисование; дети)
Ожидаемый результат по проекту :
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Посещение с детьми музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный:
• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап – основной (реализация проекта) :
Перспективный план работы по реализации проекта
месяц воспитатель дети родители
08.06.2017г. Познавательные беседы по теме с использованием презентации. Рассматривание иллюстраций и презентаций
С/Р игра «Мы учёные»
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Опыты с водой «Волшебные капли».
Вопросы о воде «Пьют ли рыбы воду?»
Просмотр мультфильма «Капитошка» Приобрести энциклопедию, изобразительные средства и материалы
03.08.2016г. Пополнение развивающей среды по теме проекта
Беседа о насекомых (ежедневные ситуативные и индивидуальные беседы) Рисование насекомых
Рассматривание энциклопедии (по мере поступления новых книг)
05.08.2016г. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу. Чтение детям сказок о насекомых
08.08.2016г. Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей» Играем в сказку «Стрекоза и муравей», «Муха – цокотуха»
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок». Индивидуальные консультации «Как развить интерес детей к реализации проекта
Подбор атрибутов к досугу
10.08.2016г. Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т. Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т. Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», Консультации «Как привить любовь к природе»,
16.06.2017г. Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» Г. Скребицкий «Счастливый жучок» Праздник мыльных пузырей, игры с водой
Опыты с водой
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»
19.06.2017г. Подготовка к театрализации
Оформление материалов проекта «День юного эколога. День леса»
Экологические сказки
Развлечение «Берёзка белая – подружка»
Досуг «Подружись с природой» Приглашение родителей на досуг
19.08.2016г.
III этап – Заключительный
• Оформление выставки детских работ.
• Проведение экологического досуга «Подружись с природой» с приглашением детей из другой группы.
• Оформление проекта
Карта педагогического наблюдения за развитием детей по теме проекта 08.06.2017г. в подготовительной логопедической группе «Радуга»
№ Ф. И. ребенка 1 2 3 4 5 Средний
балл
Средний балл 3.0
Необходимые навыки и умения
1. Умеет общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим).
2. Проявляет дружеские взаимоотношения между сверстниками, умеет сообща играть, трудиться, заниматься.
3. Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников.
4. Имеет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
5. Самостоятельно использует вежливые слова (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д., использует в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).
Вывод: средний балл составил 2.5 балла (63%)
Прогнозирование: развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками, формировать представления о нормах и правилах поведения в обществе, в играх, в группе.
Использовать игры и наглядные пособия из книги Е. Черенковой «Уроки этикета и вежливости», «Уроки доброты», «Воспитание сказкой», коррекционно-развивающие игры и сказки «Люстра-зазнайка», «Жадный кармашек» и др. из методического пособия Е. А. Алябьевой
Карта педагогического наблюдения за развитием детей по теме проекта 19.06.2017г. в подготовительной логопедической группе «Радуга»
№ Ф. И. ребенка 1 2 3 4 5 Средний
балл
Средний балл 3.9