Юлия Королева
Экологический проект для детей 6–7 лет «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Вода-источник жизни"
Тип проекта : исследовательско-творческий
Вид проекта : долгосрочный (октябрь-май)
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Пояснительная записка.
Актуальность: проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Публикация «Экологический проект для детей 6–7 лет „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценностей природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы- вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить бережно и экономно относится к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
В проекте используется метод педагогической интеграции в образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое.
Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, ее состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Игровая мотивация: Письмо от принцессы Капельки.
Цель: развитие у детей интереса к познаниям и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания-воды; воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
-Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
-Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
-оформление папки для родителей «Доступные опыты с водой»
-изготовление шапочек для игры «ходит Капелька по кругу»
3. Разработать перспективный план занятий познавательного типа.
4. Реализовать выполнение проектных мероприятий.
Реализация проекта.
Использование фольклорных материалов о воде: стихотворения, потешки, загадки.
Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
Беседы на тему:
- Какие водоемы на планете ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной и озерной?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Зачем человеку нужна вода?
-Кому нужна вода?
- Что было бы, если бы с Земли ушла вода?
4. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни. Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды. (Интерактивная доска, компьютер)
5. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.)
6. Экскурсии, просмотр видеофильмов о воде и ее обитателях, презентации по теме» Вода- источник жизни»
7. Игры-эксперименты с водой, игры-опыты.
8. Подвижные игры.
9. Рисование на тему «Осенний дождь»
Совместная деятельность с родителями.
Создание персонажа Капельки.
Экспериментирование дома.
Выставки «Дождик так и льется, лужи у крыльца.», «Плыви, плыви кораблик»
Предполагаемый итог проекта.
Презентация «Вода-источник жизни» для воспитателей на педсовет с целью обмена опытом.
Выставка рисунков «Осенний дождь»
Выставка аппликаций на тему «Дождик так и льется, лужи у крыльца.»
Сборник сказок «Волшебница вода»
Выставка поделок на тему «Плыви, плыви кораблик.»
Выпуск листовок «Берегите воду!»
Этапы работы по проекту» Вода- источник жизни» :
1 Блок: Сентябрь-ноябрь «Дождик так и льется, лужи у крыльца.»
2 Блок: Декабрь-февраль «Волшебница- вода»
3 Блок: Март- май «Плыви, плыви кораблик.»
1. Информационно- методический этап
- Сбор и анализ информации (художественное слово, энциклопедии научного характера)
-Организация предметно-развивающей среды (подбор и оформление дидактических и развивающих игр, игровых упражнений, тематических физминуток, загадок, стихов и т. д.)
-Составление перспективно-тематического плана работы с детьми с учетом интеграции видов деятельности (составление планов, сценариев непосредственно-образовательной деятельности с детьми, экскурсий, прогулок, развлечений)
Практический этап
- Организация непосредственно-образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- беседы, отгадывание и составление загадок, считалки, скороговорки чистоговорки;
- чтение художественной и энциклопедической литературы;
- подбор комплекта познавательного материала;
- наблюдения (за дождем, дождевыми тучами, дождевыми каплями, осенними лужами);
- опытно-исследовательская деятельность (что такое вода, ее свойства, цвет, вкус, запах, для чего нужна вода и т. д.);
- наблюдения в природе, выполнение заданий;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеосюжетов;
- оформление информационного стенда для родителей;
- фотоотчет.
Заключительный этап:
- Психолого-педагогическая диагностика детей.
- Оформление диагностических материалов.
- Отражение полученных наблюдений, знаний, чувств в художественно-творческой деятельности. Выставка аппликаций «Дождик так и льется, лужи у крыльца», выставка рисунков «Снежинки», оформления сборника сказок., выставка поделок из различного материала «Плыви, плыви кораблик», выпуск листовок «Берегите воду», «Вода-источник жизни».
Результаты проекта
Я удовлетворена проведенной работой и результатами проекта. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта, у детей сформировались познавательные представления, расширен кругозор детей. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов. Сформировались знания о бережном отношении к воде и водоемам. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. Появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются во все виды деятельности, могут решать проблемные задачи, проявлять чувство ответственности за себя и других.
Работа по проекту помогла развить у детей художественно-эстетический вкус. Выполняя грамматические упражнения, дети научились правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. У родителей появился интерес к познавательному процессу, развитию творчества, знаний, умений. Повысилась воспитательная компетентность в экологическом образовании дошкольников.