Светлана Осипова
Экологический проект «Вальс цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.
Публикация «Экологический проект „Вальс цветов“» размещена в разделах
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о цветах. Необходимо помочь детям осознать, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).
Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир.
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий.
По продолжительности – среднесрочный.
По количеству участников – групповой.
Форма представления – презентация.
Гипотеза: в результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Вальс цветов», возможно, у детей будут сформированы понятия о цветах как о неотъемлемой части природы.
Цель проекта : сформировать и закрепить знания детей о цветах (строении, разнообразии, значении, уходе за ними, развивать умение воспринимать и ценить мир природы.
Задачи проекта :
1. Сформировать знания детей о цветах и их разнообразии, значении цветов и уходе за ними.
2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания
(сад, поле, дом).
3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них.
4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
5. Отметить значение цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
6. Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе.
7. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
8. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
9. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление создавать прекрасное.
Предполагаемые результаты:
• Расширить представления детей о цветах (представления о строении, разнообразии, классификации);
• Пополнить развивающую среду группы (литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками о цветах);
• Сформировать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки, желание ухаживать за цветами;
• Сформировать у детей понятие о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
• Пробудить у детей интерес к цветам, желание совместно с родителями ухаживать за ними.
Участники проекта :
• Педагоги;
• Дети группы «Бабочки» (четвёртого года обучения);
• Родители.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный.
- Составление паспорта проекта.
- Подбор иллюстраций цветов.
- Подбор литературы, рассказывающей о разнообразии цветов.
- Подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов.
- Подбор загадок, стихотворений и пословиц.
- Подбор презентаций для просмотра.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Оформление наглядного материала для родителей (папки-передвижки, консультации).
II этап: основной.
- Проведение с детьми бесед о цветах.
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, загадывание загадок по теме.
- Рассматривание картин с цветами.
- Организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты.
- Изготовление открыток к 8 Марта, лепка, рисование по теме.
- Проведение НОД по теме «Цветы».
- Опытно-экспериментальная деятельность (уход за комнатными цветами, их пересадка).
III этап: заключительный.
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Выставка детских работ, совместные работы детей и родителей.
- Стенгазета «Прекрасные и опасные растения».
- Представление результатов проекта в виде презентации.
Формы организации деятельности
Раздел программы Формы и методы работы Сроки
выполнения
Познавательное развитие
- НОД: «Цветы», «Садовые и лесные цветы», «Лекарственные растения»;
- просмотр мультфильмов «Дюймовочка», «Аленький цветочек»; «Цветик-семицветик»;
- опытно-экспериментальная деятельность «Уход за комнатными цветами», «Пересадка комнатных цветов»;
- решение проблемных ситуаций: «Как подарить цветок из «Красной книги»?», «Как зимуют цветы?»;
- беседы: «Какие вы знаете цветы?», «Что цветет летом (весной, осенью?», «Для чего нужны цветы?»;
- образовательные ситуации с применением ИКТ «Цветы (загадки)», «Цветы луговые», «Цветы садовые и луговые», «Что растёт на клумбе», «Комнатные растения»;
- наблюдения: «Наблюдение за клумбой на участке», «Изучение цветов» (строение, «Наблюдение за цветами утром и вечером». Февраль-март
Речевое развитие
- составление рассказов по схематической модели «Семя – солнышко – дождик – росток – цветок»;
- составление рассказов со словами: ребята, клумба, цветы, собака, ограждение;
- составление описательных рассказов на тему «Мой любимый цветок»;
- рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Цветы». Февраль-март
Ознакомление с художественной литературой
- загадки о цветах;
- стихи, пословицы и поговорки о цветах;
- чтение художественной литературы: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Любители цветов» Н. Сладкова, «Аленький цветочек» С. Аксакова. Февраль-март
Игровая деятельность
- дидактические игры: «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай цветочек по описанию», «Хорошо – плохо», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку», «4-ый лишний», «Доскажи словечко», «Выбери нужное», «Исправь ошибку»;
- сюжетно-ролевые: «Цветочный магазин», «Садовник» и др.
- настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика, паззлы, «Цветочное лото»;
- пальчиковые игры «Цветок», «Мак», «Подсолнух» и др. Февраль-март
Изобразительное искусство
- рисование на тему: «Весенние цветы», «Букет в вазе», «Веночек для мамы»;
- аппликация: поздравительные открытки к Международному женскому дню 8 Марта;
- лепка «Цветы»;
Февраль-март
Двигательная активность
- подвижные и развлекательные игры: «Я садовником родился», «На окне», «Первоцвет», «Продаём цветы» и др. Февраль-март
Работа с родителями
- выставка семейных фотографий и рисунков «Вальс цветов»;
- папка-передвижка «Цветы. Какие они?», «Как растут растения»;
- оформление стенгазеты «Прекрасные и опасные растения»;
- консультации по теме «Цветы-помощники», «Цветы в детской комнате», «Комнатные растения», «Как воспитать интерес у детей к таинственному миру растений», «О чём говорят растения». Февраль-март
Результат:
Работа по проекту помогла развить у детей кругозор, эстетическую восприимчивость, обеспечила развитие у детей любознательности. У детей появились: интерес к природе, особенностям жизни и развития растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В ходе реализации данного проекта дети не только узнали названия многих растений и их внешний вид, но также их лекарственные качества. Путем исследования мы познакомились с некоторыми особенностями их жизнедеятельности.
Дети повысили уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества – и в значительной степени достигли её.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специально-сти «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.