Тамара Джафарова
Экологический проект «Удивительные муравьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема проекта : «Удивительные муравьи»
Вид проекта : экологический, информационный
Продолжительность проекта : Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность: Знакомство детей с природой способствует развитию эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой ребенка способствует формированию положительных моральных качеств.
Публикация «Экологический проект „Удивительные муравьи“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Гипотеза проекта : Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Удивительные муравьи».
Задачи проекта :
- Уточнить особенности внешнего вида муравьев, способах питания, образе жизни, защите от врагов;
- Вызвать удовольствие у детей от общения с природой;
- Воспитывать у детей бережное отношение к муравьям.
- Создание хорошего настроения;
- Сплочение детского коллектива.
Методы проекта : утренний круг, беседы, наблюдения, чтение энциклопедий, презентации, эксперементирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап-мотивация
Летом, на участке детского сада дети увидели муравьев. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. На утреннем круге дети начали задавать вопросы - «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?», Таким образом, возникла проблема, которая вылилась в проект.
Так возникла идея проекта.
Перешли к заполнению (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
Что мы знаем о муравьях? Что мы хотим узнать о муравьях? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Муравьи кушают крошки и сладости (Вова).
2. Они строят себе дома.
(Захар).
3. Муравьи трудолюбивые. (Грета).
4. У них есть муравьиный яд (Тимур). 1. Где живет муравей? (Захар)
2. Муравей полезное насекомое? (Милана).
3. А правда, что муравьи слепые? (Ульяна С).
4. В муравье есть кислота? (Алина) 1. Почитать энциклопедию (Дима).
2. Узнать из рассказа воспитателя (Саша).
3. Посмотреть в интернете (Миша)
4. Приобрести муравьиную ферму. (София).
2 этап-разработка совместного плана работы над проектом (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги, родители
Центр изобразительной деятельности Центр книги
Центр конструирования
Лепка «Муравей»
(Ульяна).
Рисование «Муравьишка»
(Аня).
«Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская,
«Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака,
«Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка,
««Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки., (Т. И) Построить Муравейник из лего (Тимур).
Сделать макет муравейника из природного материала «Ксюша)
Центр игры
Центр «Познание»
Работа с родителями
Дидактическая игра «Найди различия и сходство» (Т. И)
Дидактическая игра «Где, кто живет?»
(Матвей)
. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»; Беседа «Кто самый сильный из насекомых?» Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»
Беседа: «Муравьи - санитары леса».
Иллюстрации на тему «Удивительные муравьишки»
Просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».
Презентация «Муравей в муравейнике» (Т. И)
Создание памяток для родителей и детей «Берегите муравьев»
Буклет «Опасные насекомые» (Т. И)
Центр физкультуры Центр экспериментирования Центр математики
Подвижная игра «Муравьи и слон»
Подвижная игра «Муравьи и дождь»
(Т. И) Рассматривание строение муравья через микроскоп.
Стефания).
Опыт «Муравьиная дорожка»
(Т. И) Игра «Найди по адресу» (Платон)
3 этап – практический
Центр познания:
Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов!
Посмотрев презентацию «Муравей в муравейнике», ребята узнали: где живет муравей, чем питается, как расположен муравейник, о стадии развития муравья. Ответили на вопрос Ульяны С., про зрение муравьев. Они видят только на расстоянии трёх- четырех сантиметров, не видят то что происходит по бокам. Узнали, что в муравье есть кислота и она используется в медицине.
Рассматривание картинок!
Наблюдение за муравьями в природе!
Центр экспериментирования
Эксперимент «Муравьиные дорожки»
Рассматривание муравья через микроскоп.
Центр математики:
Дидактическая игра «Найди по адресу»
Центр конструирования
Постройка муравейника
Центр физической культуры
Подвижная игра «Муравьи и слон»
Подвижная игра «Муравьи и дождь»
Центр книги
Чтение сказки «Как муравьишка домой спешил»
Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Центр изобразительной деятельности:
Рисование «Муравьишки»
Лепка «Муравей»
Центр «Взаимодействие с родителями»
Изготовление памяток «Берегите муравьев»
4 этап – итоговый
Итоговым мероприятием проекта стала викторина, «Что мы знаем о муравьях» и создание макета «Муравейника»
Проанализировав совместно с детьми, родителями и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.
Вопросы детям:
Почему муравьев назвали «народцем»?
- Почему муравьев считают самыми сильными?
- Что такое муравейник?
- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
- Почему муравьи заботятся о тлях?
- Как появляются на свет муравьи?
- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
- Зачем муравьям усики?
- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной
поверхности?
- Чем питаются муравьи?
Вопросы родителям:
*Как вы считаете, обогатились ли знания детей о муравьях?
*Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
*Какую следующую тему проекта вы хотели бы выбрать?
Педагоги проанализировали результаты проекта :
Ожидаемые результаты проекта :
1. Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
Самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношение к насекомым на участке, сформировать положительное отношение к природе.
2. У родителей повысится компетентность по данной теме
3. Повысится собственный уровень компетентности по теме. Систематизация методических разработок (занятия, презентации, картотеки)
Полученные результаты проекта :
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Вопросы педагогам:
*Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
*Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
*Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
*Что помогло включить детей в общий проект?
*Что нужно будет учесть в следующий раз?
Список использованной литературы:
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова, Прогулки в детском саду. Творческий центр. Москва, 2008
Ю. А. Вакуленко, Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
Интернет – ресурсы:
: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-
Проект в подготовительной группе
на тему «"Удивительные муравьи»
Автор проекта :
воспитатель МАДОУ детский сад №38
Джафарова Тамара Ивановна
г. Кореновск 2024
Пояснительная записка
Тема проекта : «Удивительные муравьи»
Вид проекта : экологический, информационный
Продолжительность проекта : Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность: Знакомство детей с природой способствует развитию эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой ребенка способствует формированию положительных моральных качеств.
Гипотеза проекта : Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Удивительные муравьи».
Задачи проекта :
- Уточнить особенности внешнего вида муравьев, способах питания, образе жизни, защите от врагов;
- Вызвать удовольствие у детей от общения с природой;
- Воспитывать у детей бережное отношение к муравьям.
- Создание хорошего настроения;
- Сплочение детского коллектива.
Методы проекта : утренний круг, беседы, наблюдения, чтение энциклопедий, презентации, эксперементирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап-мотивация
Летом, на участке детского сада дети увидели муравьев. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. На утреннем круге дети начали задавать вопросы - «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?», Таким образом, возникла проблема, которая вылилась в проект.
Так возникла идея проекта.
Перешли к заполнению (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
Что мы знаем о муравьях? Что мы хотим узнать о муравьях? Что нужно сделать, чтобы узнать?
1. Муравьи кушают крошки и сладости (Вова).
2. Они строят себе дома.
(Захар).
3. Муравьи трудолюбивые. (Грета).
4. У них есть муравьиный яд (Тимур). 1. Где живет муравей? (Захар)
2. Муравей полезное насекомое? (Милана).
3. А правда, что муравьи слепые? (Ульяна С).
4. В муравье есть кислота? (Алина) 1. Почитать энциклопедию (Дима).
2. Узнать из рассказа воспитателя (Саша).
3. Посмотреть в интернете (Миша)
4. Приобрести муравьиную ферму. (София).
2 этап-разработка совместного плана работы над проектом (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги, родители
Центр изобразительной деятельности Центр книги
Центр конструирования
Лепка «Муравей»
(Ульяна).
Рисование «Муравьишка»
(Аня).
«Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская,
«Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака,
«Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка,
««Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки., (Т. И) Построить Муравейник из лего (Тимур).
Сделать макет муравейника из природного материала «Ксюша)
Центр игры
Центр «Познание»
Работа с родителями
Дидактическая игра «Найди различия и сходство» (Т. И)
Дидактическая игра «Где, кто живет?»
(Матвей)
. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»; Беседа «Кто самый сильный из насекомых?» Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»
Беседа: «Муравьи - санитары леса».
Иллюстрации на тему «Удивительные муравьишки»
Просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».
Презентация «Муравей в муравейнике» (Т. И)
Создание памяток для родителей и детей «Берегите муравьев»
Буклет «Опасные насекомые» (Т. И)
Центр физкультуры Центр экспериментирования Центр математики
Подвижная игра «Муравьи и слон»
Подвижная игра «Муравьи и дождь»
(Т. И) Рассматривание строение муравья через микроскоп.
Стефания).
Опыт «Муравьиная дорожка»
(Т. И) Игра «Найди по адресу» (Платон)
3 этап – практический
Центр познания:
Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов!
Посмотрев презентацию «Муравей в муравейнике», ребята узнали: где живет муравей, чем питается, как расположен муравейник, о стадии развития муравья. Ответили на вопрос Ульяны С., про зрение муравьев. Они видят только на расстоянии трёх- четырех сантиметров, не видят то что происходит по бокам. Узнали, что в муравье есть кислота и она используется в медицине.
Рассматривание картинок!
Наблюдение за муравьями в природе!
Центр экспериментирования
Эксперимент «Муравьиные дорожки»
Рассматривание муравья через микроскоп.
Центр математики:
Дидактическая игра «Найди по адресу»
Центр конструирования
Постройка муравейника
Центр физической культуры
Подвижная игра «Муравьи и слон»
Подвижная игра «Муравьи и дождь»
Центр книги
Чтение сказки «Как муравьишка домой спешил»
Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Центр изобразительной деятельности:
Рисование «Муравьишки»
Лепка «Муравей»
Центр «Взаимодействие с родителями»
Изготовление памяток «Берегите муравьев»
4 этап – итоговый
Итоговым мероприятием проекта стала викторина, «Что мы знаем о муравьях» и создание макета «Муравейника»
Проанализировав совместно с детьми, родителями и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.
Вопросы детям:
Почему муравьев назвали «народцем»?
- Почему муравьев считают самыми сильными?
- Что такое муравейник?
- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
- Почему муравьи заботятся о тлях?
- Как появляются на свет муравьи?
- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
- Зачем муравьям усики?
- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной
поверхности?
- Чем питаются муравьи?
Вопросы родителям:
*Как вы считаете, обогатились ли знания детей о муравьях?
*Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
*Какую следующую тему проекта вы хотели бы выбрать?
Педагоги проанализировали результаты проекта :
Ожидаемые результаты проекта :
1. Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
Самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношение к насекомым на участке, сформировать положительное отношение к природе.
2. У родителей повысится компетентность по данной теме
3. Повысится собственный уровень компетентности по теме. Систематизация методических разработок (занятия, презентации, картотеки)
Полученные результаты проекта :
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Вопросы педагогам:
*Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
*Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
*Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
*Что помогло включить детей в общий проект?
*Что нужно будет учесть в следующий раз?
Список использованной литературы:
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова, Прогулки в детском саду. Творческий центр. Москва, 2008
Ю. А. Вакуленко, Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
Интернет – ресурсы:
: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-