Серова
Экологический проект «Природа и я — верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа и я - верные друзья»
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела.
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Природа и я — верные друзья“» размещена в разделах
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Тип проекта :
Краткосрочный, исследовательский, информационно-практико-ориентированный.
Цель проекта :
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта :
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
• Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.
Ожидаемые результаты:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети будут понимать взаимосвязь между здоровьем и безопасностью человека и правилами поведения в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
- у детей будет развит интерес к явлениям и объектам природы;
- дети научатся проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- будет повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
- будет создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы работы с детьми и родителями
Занятие по рисованию в старшей группе на тему: «Планета Земля». Цель: закрепить знания о нашей планете, о неразрывной связи окружающего мира и человека.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница». Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и прививать правила поведения у водоемов в разное время года.
Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора». Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и здоровья человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Береги наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме, о взаимосвязи правильного поведения в лесу и здоровье человека. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Аппликация «Помогите птиц» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Изготовление родителями с детьми кормушек для птиц Цель: формировать у детей и родителей представление о жизни зимующих птиц, о значении птиц в жизни и здоровье людей, желание заботиться о них.
Тематическое занятие: «Почему случаются пожары» Цель: Формировать понимание значения деревьев для жизни на земле, правильное поведение человека в лесу.
Тематическое занятие: «Мы друзья природы» Цель: закрепить знания о природе и тех, кто старается не нанести ей ущерб своими действиями, о том что произойдет с здоровьем человека при нарушений правил поведения.
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: «Красная Книга».
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Беседа: «Вода – это жизнь» Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
Опыт: «Как дышит растение» Цель: Наглядно показать как дышит растение.
Беседа об охране природы. Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Участие во всероссийском конкурсе помогите птицам Цель: Привлечь внимание родителей к здоровью будущего поколения.
Пополнение природного уголка коллекциями камни, насекомые Цель: Расширить возможности наглядно рассмотреть богатства природы.
Изготовление знаков правильного и безопасного поведения в природе Цель : Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и прививать правила поведения в природе.
Оформление наглядной агитации, папок- передвижек, стенгазеты по экологии и охране окружающей среды Цель: Привлечь внимание родителей к охране экологического здоровья детей.
Приобретение и изготовление карточек: животные, растения, насекомые и других. Цель: Расширить возможности наглядно рассмотреть богатства природы.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания Детей о насекомых.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: «Назови растение». Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
Дидактическая игра: «Кто где живет». Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: «Живое – неживое» Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы.
Цель: Закрепить знания о природе, изучая народный фольклор и художественную литературу.
Изготовление стенгазеты «Давайте заботиться о Земле!» Цель: воспитание гуманного отношения к окружающей природе и желание защищать её.