Людмила Суменкова
Экологический проект «Почва — особое тело Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный. Участники: воспитатель, дети, родители.
Срок реализации: 2 месяца.
Цель: развитие познавательного интереса к неживой природе.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о свойствах песка,глины и земли.
2. 2. развивать умение планировать свою деятельность,самостоятельно формулировать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе (почве).
4. Познакомить родителей с подходами к организации детского экспериментирования.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Экологический проект „Почва — особое тело Земли“» размещена в разделах
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают: почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений, для жизни людей.
2. Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения ; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
3. Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества с их участниками.
1 этап. Подготовительный
Мероприятия Задачи
1. Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (накопители для коллекции песка, глины, камней, лупы, спиртовка, трубочки, лопатки и т. д.) Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
2. Изучение уровня знаний детей по теме Определить знания детей по теме «что такое почва?»
3. Составление плана работы Планирование предстоящей работы
4. Обсуждение с родителями содержание проекта. Заинтересовать родителей темой проекта как содержанием творческого и интеллектуального развития воспитанников.
5. Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта
6. Изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта
2 этап. Содержательный
1 неделя
Познавательная беседа «Кладовая Земли» Пробудить интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания о почве.
Наблюдения во время прогулки: «Куда исчезает вода?»
«Где лучше растут растения?» Сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Экскурсия детей к месту, где можно хорошо наблюдать за почвой. Способствовать развитию наблюдательности и любознательности.
Чтение художественной литературы: Н. Сладкова «Земля Солнечного огня». Помочь детям подружиться с книгой, находить в ней ответы на собственные вопросы.
2 неделя
Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»
Беседа: «Песок и глина в природе» Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
Наблюдение «Песочница после дождя и в сухую погоду». Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.
Игры – эксперименты: «Песчаные бури», «Сыпучий песок». Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.
Исследовательская деятельность: опыты по изучению почвы «Свойства почвы»(начало).
Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
3 неделя
Беседа: «Где используют песок и глину». Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о песке и глине.
Игры – эксперименты: «Своды и тоннели», «Свойства мокрого песка», «Песочные часы» Развивать любознательность, познавательную активность, интерес.
Исследовательская деятельность. Опыты.
«Состав почвы» (продолжение).
«Как разрушаются горы?» Развивать умение самостоятельно анализировать полученный результат. Развивать творческие способности.
Совместная деятельность с детьми:
1. Зарисовка опытов.
2. Рисование
3. д/и «Земля, воздух вода». Развивать умение самостоятельно анализировать полученный результат. Развивать творческие способности.
4 неделя
Познавательная деятельность:
«Что растения получают из почвы?». Развивать интерес, познавательную активность.
Наблюдение: «Почему на тропинке не растёт трава?»
Исследовательская деятельность. Опыты: «Влияние состава почвы на жизнь растений».
Развивать интерес, познавательную активность.
Совместная деятельность с детьми:
«Лепка игрушек из глины» Формировать умение создавать в лепке образ любимой игрушки.
д/и «Что где растёт» Развивать интерес, познавательную активность.
5 неделя
Беседа: Почва бывает разная?». Подвести к пониманию зависимости почвы и живых существ.
Совместная деятельность с детьми:
Игры эксперименты:
«Скорые восходы»
«Что растёт быстрее?» Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Исследовательская деятельность
Наблюдение: «Влияние состава почвы на жизнь растений». Сформировать умение делать открытия, использовать их в повседневной жизни.
6 неделя
Ситуативный разговор:
«Берегите почву». Приобщать к основам экологической культуры и формировать ценностное отношение детей к природным объектам.
Чтение художественной литературы: «Что у хлеба на обед?»
Е. Мар «Пять букв».
Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений (завершение наблюдения).
Формировать умение организовывать свою деятельность подбирать материал, придумывать план деятельности для получения желаемого результата.
Совместная деятельность с детьми:
1. зарисовка окончания опыта
2. посадка лука «Как превратить Лысика в Волосатика?» Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
7 неделя
Исследовательская деятельность:
Опыты:
«Как передвигается в почве вода?»
«Как дождевые черви создают почву?» Создавать самостоятельность, мыслительную активность. Помочь детям устанавливать причинно – следственные связи.
Совместная деятельность с детьми:
1. зарисовка «Какие изменения произошли»
2. оформление альбома «Почва – особое тело земли»
Развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.
Консультация для родителей «Проведение экспериментов летом». Привлечь родителей к экспериментальной деятельности ребёнка в летний период.
3 этап. Итоговый.
8 неделя
Познавательная деятельность:
«Где растения любят жить?». Обогащать и систематизировать знания детей о верхнем плодородном слое земли.
Презентации:
1. Фотоальбом «Наши любознайки»
2. Альбом «Почва – особое тело земли»
3. Альбом «Наш весёлый огород»
Показ результатов деятельности и стимулирования творчества участников проекта.
выставка совместных макетов:
«Маленький мир в банке».
«Инкубатор для дождевых червей» .
Подведение результатов семейного конкурса «Растём вместе».
Дополнительный материал
1. Загадки:
-Весь мир кормит (Земля).
-Чего на свете нет жирнее (Земля).
-Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом (Земля под снегом).
-Один льёт, другой пьёт, третий растёт (Дождь, земля, трава).
-В землю крошки, из земли лепёшки (репа).
2. Пословицы:
Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
Больше землю удобряй, выше будет урожай.
Нет плохой земли, есть плохие пахари.
Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёт.
Литература :
1. Программа экологического образования детей. «Мы»
Н. Н. Кондратьева и др., С-Петербург: Детство-пресс, 2001г.
2 «Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова и др.
С-Петербург, детство-пресс, 2003г.
3. Экологическое образование в детском саду». А. Н. Рыжова.
Москва, Издательский дом, 2001г.
4. «В союзе с природой». Л. И. Грехова.
Москва-Ставрополь, «ЦГЛ», «Сервис-школа», 2003г.
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет»
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Издательство «Учитель», 2009.
6. «Система экологического воспитания в ДОУ». О. Ф. Горбатенко.
Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
7. «Неизведанное рядом». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
Москва, «ТЦСфера», 2002г.
8. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». С. Н. Николаева.
Москва, «Просвещение», 2002г.
9. «Методика экологического воспитания в детском саду». С. Н. Николаева.
Москва, «Просвещение», 2000г.
10. «Учите детей наблюдать природу». А. И. Васильева.
Москва, 2002г.