Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: краткосрочный, исследовательский, тематический.
Педагогические цели:
приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.
Задачи:
1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.
2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);
Публикация «Экологический проект „Почему у зайца длинные уши“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Проекты
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Сказка про храброго зайца», Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Темочки
3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;
4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;
5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.
Гипотезы исследования:
1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.
2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.
Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у взрослых.
3. Позвонить бабушке в деревню
4. Посмотреть книги.
5. Обратиться к компьютеру
6. Понаблюдать
В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.
Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?
Первое, что приходит на ум — что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху — благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.
Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.
А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.
Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.
Реализация тематического планирования в течение
недели: в формах организации и видах деятельности
Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-
«В гости зайка к нам пришел».
Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».
Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».
Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».
Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».
Отгадывание загадок.
Рисование «Угощение для зайчика».
Лепка «Морковка для кролика».
Конструирование «Заюшкина избушка».
Аппликация «Заюшка».
Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».
Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды
Просмотр документального фильма про зайца
Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)
Постановка проблемных вопросов.
Использование дидактических игр по теме.
Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».
Дидактическая игра «Найди маму».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».
Дидактическая игра
«Накорми животное».
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.
Дидактическая игра
«Где чей хвост?"
Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».
Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».
Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.
Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».
Посещение «Зоопарка».
Чтение художественной литературы по теме.
Помощь в организации выставки по теме.
Заключительным этапом является презентация проекта.
- Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»
- Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».