Оксана Швецова
Экологический проект «Разноцветный мир вокруг нас, или Почему глобус разноцветный»
▼ Скачать + Заказать документы
««Разноцветный мир вокруг нас» или «Почему глобус разноцветный»
"Если миллионы людей ежедневно будут выходить на лоно природы для
того, чтобы "позагорать", а не для того, чтобы посадить дерево, укрепить
берег реки, покормить оленёнка, расчистить пруд,- все наши разговоры об
охране окружающей природной среды так и останутся разговорами. "
И. Бестужев-Лада
Публикация «Экологический проект „Разноцветный мир вокруг нас, или Почему глобус разноцветный“» размещена в разделах
Цель проекта : Создать условия для развития познавательного интереса к разным уголкам земного шара, закреплять знания о многообразии природных объектов на планете Земля, воспитывать чувство гордости за уникальность планеты Земля.
Задачи проекта :
Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с цветом на глобусе, его особенностями, свойствами, характерными признаками.
Использовать интегрированный подход в формировании знаний дошкольников через различные виды деятельности.
Обогащать развивающую среду в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам цветовосприятия дошкольников.
Формировать элементарные естественно-научные представления детей.
Расширять перспективы развития познавательно-поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Актуальность:
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых - естествоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Полученные результаты:
Семейные газеты «Природа как источник оздоровления нашей семьи»;
Альбом рисунков «Отдых на природе», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
Напоминающие знаки «Будь природе другом»;
Экологическая газета «Береги и охраняй природу»;
Папка – раскладушка «Берегите лес»;
Презентации по экологии : «Кто и зачем живёт на Земле?», «Красная книга», «Береги природу», «Родные просторы», «Правила поведения в лесу»,
«Сохраним природу Земли», «Как зимуют животные», «Почему в лесу нужно соблюдать тишину», «Зачем нужны насекомые», «Покормите птиц зимой».
Консультации для родителей "Здоровье ребенка в наших руках», «Прогулка на природу» (памятка родителям).
Этап проекта Содержание деятельности детей Содержание деятельности педагогов
1. Подготовительный этап
В нашей группе исчезли краски с глобуса, так начался проект «Разноцветный мир вокруг нас или «Почему глобус разноцветный»
С родителями: до начала проекта родителям сообщено о целях и оснащении проекта. В анонсе было сказано, что на каждый день проекта потребуется одежда по цветам радуги. Также помочь детям приготовить сообщение на темы «Путешествие на дно морское» «Океаны и моря в жизни человека», «Извержение вулкана», «Пустыни и саванны», «Лес - наше богатство» Подбор с родителями информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
Энциклопедии: «Хочу все знать», «Подводный мир», «Все обо всем», «Интересное рядом», «Пустыни и саванны» «Тайны моря», «Жизнь океана». Выбор и утверждение темы.
Определение целей и задач проекта.
Создание картотеки игр
Составление перспективно - тематического плана.
Проведение анкетирования с родителями
Обеспечение условий для проведения проекта.
Осуществление контроля над реализацией проекта
2. Основной этап.
Понедельник-синий день
Сообщение на темы «Путешествие на дно морское» «Океаны и моря в жизни человека»
Центр конструирования: Оригами «Рыбка»
Как рождается речка?
Центр игры: П. игра «Ходят капельки по кругу» Сюжетно ролевые игры: «Морские следопыты»
Центр-природы: «Климатические зоны мира»
Центр книги: «Разноцветные сказки», «Всюду разные цвета», «Разноцветные странички» и прочее Беседа: «Как появилась Земля?»
«Что такое глобус?
Зачем нужен глобус?» «Что обозначает голубая краска? «(Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.) «Что было бы, если бы не было воды?»
НОД «Море и его обитатели» Центр науки: «Круговорот воды в природе» Центр Физического развития: Психогимнастика «Океан»
Игровое упражнение «Ручейки и озера»
Вторник – желтый день
Сообщение «Пустыни и саванны»
Центр игры: «Сложи узор» - желтый коврик Д. И. «Цветные домики»
Упражнение ритуал – прощания «Песок спасибо!»
Беседа: «Каким цветом на глобусе отмечена пустыня?»
НОД «Путешествие в «Желтую сказку».
Сказка «Путешествие желтого лучика» Центр науки: Игры с песком «Что спряталось в песке?»
Центр Физического развития: Физминутки «Желтая песенка», «Апельсин».
Среда – зеленый день. Сообщение «Почему деревья называют «легкими» Земли?», «Лес - наше богатство» Центр Игры:
Игра «Найди на ощупь»..
Словесная игра «Что бывает зеленого цвета». Дидактические игры: «Что лишнее?», «Где, что растет?», «Зоологическое лото»,
«От какого овоща эта часть?», «Узнай на ощупь»,
«Узнай на вкус», «Собери картинку». Подвижная игра «Лягушки – зеленые ушки» Центр Искусства: Рисование «Моя планета – Земля», «Лекарственные растения», Аппликация «Лучок-золотой бочок». Просмотр иллюстрации. «Моя планета – Земля», «Мой родной, зеленый город» НОД «Тайна зеленого цвета»
Центр науки: Какие цвета нужно смешать, чтобы получился зеленый цвет? (Синий-желтый) «Смешиваем краски»
Чтение художественной литературы: Я. Драгунский «Земля», В. Бианки «Лесная газета», И. Соколов-Микитов «Природа - наше богатство!»
Четверг – красно-коричневый день Сообщение «Извержение вулкана»
Центр Искусства:
Лепка сюжетная «Туристы в горах»
НОД Тема: О чем рассказывают горы.
Центр игры: Подвижная игра «Магазин красок», Игра «Царь горы» • Дидактические игры: «Кто больше назовет стран?», «Кто, где живет?», «Земля и солнечная система», «Вершки, корешки»
Беседа о красном цвете. Есть ли красный цвет на глобусе?
Центр науки: Какие цвета нужно смешать, чтобы получился коричневый цвет? (Красный- зеленый) Центр Физического развития:
Фузкультминутка «Лазанье по горам»,«Гора»
НОД Каждый камешек – это кусочек горы
Пятница – радужный день. Центр игры: пальчиковые игры – «Дождик», «Радуга», «Цветы» дидактические игры -«Радуга-дуга», «Доскажи слово»,
Центр экспериментирования:
«Игра цветов», «Подбери по цвету» Беседа «Радуга-дуга». Центр Физического развития:
Физминутка «Земля – наш общий дом»
3. Заключительный этап. музыкальная сказка «Сказка о красках» Подбор картинок «Красный цвет», «Что бывает желтым?», «Вот и синяя дуга» и т. д. Выставки «цветных» предметов
Ежедневно во второй половине дня появлялась краска и дети на глобус наносили нужный цвет. К концу недели глобус стал разноцветным.