Наталия Коваленко
Экологический исследовательский познавательно-творческий проект «Пернатые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное обоснование
В настоящее время экологическое образование становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеучебной работе.
Публикация «Экологический исследовательский познавательно-творческий проект „Пернатые“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?
Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.
Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми по трём направлениям.
Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.
Второе направление. Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Работа по подготовке кормушек для птиц. Дети узнают сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство «столовых». Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой.
Третье направление. Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Цель:
1. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;
2. Развивать интерес к жизни птиц;
3. Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;
4. Оказание помощи зимующим птицам;
5. Формирование экологически ответственного поведения.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей о мире пернатых.
1. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
3. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
5. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
6. Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
7. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
8. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей, применяя разные материалы и технические средства.
9. Развивать умение сравнивать и анализировать.
10. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
11. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
12. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Вид проекта:
исследовательский, познавательно-творческий.
Срок реализации проекта:
долгосрочный (2 месяца).
Участники проекта
• дети 4-5 лет
• воспитатели,
• родители
Ожидаемые результаты:
• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о птицах.
• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к птицам, которые окружают ребенка.
• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (создание кормушек, кормление птиц).
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
• Наша работа будет служить примером для подражания.
Этапы проекта:
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов (презентация).
План реализации проекта:
• Познавательная деятельность
• Художественная литература и речевое общение
• Физическая деятельность
• Игровая деятельность
• Конструктивно-изобретательная деятельность
• Музыкальная деятельность
• Оформление экспозиций в группе
Перспективный план работы по проекту
«Пернатые»
[/b][/b]
I. Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы по данной теме
• Разработка плана реализации проекта
• Разработка дидактических игр, пособий
• Подборка иллюстративного материала.
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, по теме.
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
II. Основной этап
Работа с воспитателем Методические рекомендации к работе в средней группе
Работа с воспитателем Методические рекомендации. Как записывать наблюдения в природе
Занятие Знакомство с птицами
Изодеятельность Жаворонок
Игра Собака и воробьи
Занятие Перелетные птицы
Дидактическая игра Кто чем питается
Оригами Грач
Игра Перелет птиц
Занятие Птицы зимой
Литературная деятельность Приметы, поговорки
Оригами Снегирь
Игра в лото Птицы
Дидактическая игра Найди свою группу
Игра Ястреб
Родительское собрание Роль птиц в природе и их практическое значение для человека
Занятие, наблюдение Птицы зимой
Трудовая деятельность Изготовление кормушек
Художественная деятельность Сказка А. Толстого «Сорока»
Игра Вороны и воробьи,летел-летел воробей
Изодеятельность Грачи прилетели
Художественная деятельность Загадки, стихи
Дидактическая игра Кто больше знает птиц
Игра Птички в гнёздышке
Аппликация Сказочная птица
III. Заключительный этап
• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
• Оформление выставки поделок и рисунков «Пернатые»
Итоговый отчет воспитателя Коваленко Наталии Ивановны по проведению экологического проекта «Пернатые».
За период проведения проекта с помощью родителей было изготовлено более 30 кормушек, которые были развешаны на территории города и детского сада, с целью приобщения детей к охране и заботе об пернатых. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение.
В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.