Юлия Заботина
Экологический проект «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности:
- формирование готовности к сотрудничеству детей дошкольного возраста;
- развитие способностей к созидательной деятельности.
Актуальность
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Публикация «Экологический проект „Наш дом — природа“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Происходящие глобальные экологические изменения привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрическое сознание. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением детьми дошкольного возраста начал экологической культуры.
Анализ теоретических подходов к решению данной проблемы показывает, что развитие экологической культуры у детей возможно при осуществлении в единстве когнитивного, деятельностно-практического и аксиологического развития.
По результатам анкетирования мы выявили ряд проблем по данной теме:
В связи с данными проблемами была выделена цель нашего проекта.
Цель: формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
Задачи.
Задачи оздоровительной направленности:
• Охранять и укреплять здоровье детей;
• Учить их правильно взаимодействовать с природой;
• Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
Задачи образовательной направленности:
• Формировать элементарные экологические знания и представления, а так же азы экологического мировоззрения;
• Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
• Формировать умения самостоятельно решать различные экологические задачи;
• Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного компонента.
Задачи воспитательной направленности:
• Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
• Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;
• Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой :
• Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями и домашними животными;
• Формировать представление об экологических проблемах своего города.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, а так же самостоятельной деятельности детей.
Рекомендации по работе с родителями
Важным в своей работе мы считаем просветительскую работу с родителями. Совместно с ними мы запланировали следующие формы работы:
• Всеобуч "Добро пожаловать в экологию"
• Анкетирование "Ваш ребенок и природа"
• Праздники («Осенины», «Праздник урожая» и т. д.);
• Субботники по высадке деревьев и цветов на участке д/с;
• Выставки художественного творчества детей и родителей («Закружилась осень золотая!», «Зимняя сказка» и др.)
Участники проекта : дети старшей группы № 16, воспитатели, родители воспитанников, муз. руководитель.
Этапы проекта :
- подготовительный (осуществляется накопление и обобщение материала, определяются цели, формирование конкретных задач).
- информационно-творческий (апробация системы проектных мероприятий).
- обобщение результатов с разработкой рекомендаций (формулируются выводы).
Прогнозируемый результат
• Повысить экологическую культуру детей;
• Развитие у детей ответственного, заботливого, осознанно-правильного отношения к окружающей природе;
• Создать условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе.
Срок реализации проекта : 2008-2010 г
Примерная схема осуществления проекта «Наш дом – природа»
Разделы
программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «На даче», «Ферма» и т. д.
Игры-драматизации: «В гостях у хозяйки леса», «Цветочная поляна» и пр.
Игры-путешествия: «Напоминающие знаки», «Зоопарк»
Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Кого приютило дерево», «Чей след?» и др.
Социальное развитие Тематические занятия по формированию элементарных представлений об окружающем мире природы;
Сравнение «дом-природа» и свой обычный дом;
Просмотр фрагментов видеофильма о природе;
Просмотр м\ф «Бременские музыканты», обратив внимание на слова песни («Наш ковер – цветочная поляна…»)
Речь и речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
«Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие», «Прогулка в лес» и др.
Словотворчетво. Создание альбомов «Мои любимые. (растения, животные, цветы, деревья и др.)» - рисунки, фотографии, стихи детей.
Здоровье и физическое развитие Составление режима дня.
Совместные туристические походы.
Экскурсии и целевые прогулки.
Познавательное
развитие Классификация (звери, рыбы, птицы, насекомые).
Географические представления. Составление плана-схемы «Участок д\с». Изготовление макета «Мой район»; работа с картами «Мой город».
Коллажи «Домашние любимцы», составление альбомов «Комнатные растения», «Что растет на огороде».
Эксперементальная деятельность:
1. Сравнение ржаного хлеба и пшеничного;
2. Рассматривание в микроскоп зеленого листа, ногтя человека, волоска
3. Сколько лет дереву
4. Как расселяются деревья и др.
Наблюдения на прогулке и в живом уголке.
Конструирование Плоскостное моделирование «Я и природа» и др.
Макеты «Мой двор» совместно с родителями, «Окружающая среда» (из бросового материала).
Художественная
литература
Пословицы и поговорки о природе.
Чтение сказок и рассказов: Пришвин М. М., Чарушин Е. И., Бианки В. В., Сладков Н. И.
Заучивание стихов Э. Мошковская «Жил на свете человечек», Л. Фафеева «Окружающая среда»
Изодеятельность Рисование «Окружающая среда: а) которую дети видят каждый день вокруг; б) такую, какой бы они хотели ее видеть.
Коллективные работы: «Наш дом – природа», «Два дома человека».
Выставка «Мое любимое комнатное растение».
Музыка Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».
Использование аудиозаписи звуков природы, «оживить» картинку дома-природы, изображая различные его компоненты с помощью движений под музыку.
Перспективный план развития ПРС в группе
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Уголок природы
Модели признаков домашних животных; модели ухода за растениями. Гербарий (злаковых) растений.
Книжный уголок
Подборка литературы и иллюстрации осенней тематики.
Уголок художественно-творческой деятельности
Обводка детьми трафаретов домашних животных, их раскрашивание, рисование контуров растений и животных по точкам, использование книжек-раскрасок.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить емкости с почвой, глиной, песком; емкость с водой, палочки или пластмассовые ложечки для самостоятельных опытов.
Зима (декабрь, январь, февраль)
Уголок природы
Иллюстрации с изображением зверей в зимнем лесу, модели понятия «звери», модели понятия «живые растения», модели закрепляющие последовательность посадки растений.
Книжный уголок
Иллюстрации зимней тематики, книги о животных наших лесов, литература на зимнюю тематику.
Уголок художественно-творческой деятельности
Книжки-раскраски, обводки, трафареты, рисование по точкам лесных обитателей. Разрезные картинки, кубики. Лото «Звери», «Растения», «Птицы».
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить емкости для, принесенных с прогулки, снега и льда, а так же весы, палочки для размешивания, пластмассовые стаканы. Дети самостоятельно взвешивают воду, снег, лед, определяют, что тяжелее. Поставить в воду ветки тополя.
Весна (март, апрель, май)
Уголок природы
Поместить модели роста растений, потребности растений для роста, признаки весны.
Книжный уголок
Поместить репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Большая вода»; подборку книг с иллюстрациями: книги Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» и т. п. Иллюстрации с изображением весенних птиц.
Уголок художественно-творческой деятельности
Предложить детям организовать выставку рисунков «Зима-Весна» (сравнительные рисунки, отмечающие весенние изменения). Книжки-раскраски, обводки, трафареты птиц и первоцветов.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. Дети самостоятельно выбирают из предложенных семян и проращивают. Ведут дневник наблюдений.
Анкета для родителей «Ваш ребенок и природа»
1. Как часто вы с ребенком бываете на природе?
Часто
Редко
2. Природа действует на вас :
Успокаивающе
Поднимает настроение
3. Поведение вашего ребенка на природе характеризуется как :
Задает много вопросов
Бегает, прыгает
Стремится обо всем узнать сам
4. Если ваш ребенок попросит вас забрать домой птицу или найденное животное
Не разрешите прикасаться, только понаблюдаете
Постараемся поймать
5. Привозите ли вы домой что-нибудь из леса?
Ягоды, грибы
Цветы
Сухие ветки, корни
6. Любит ли ребенок играть природными материалами, где он имеет возможность играть с ними?
Да Нет
• На даче
• Во дворе дома
• В квартире, дома
7. Есть ли у вас дома животные (птицы?
Да
Нет
8. Любите ли вы комнатные растения?
Да
Да, но не у себя дома
Нет
Необходимая часть интерьера
Перспективный план экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста
Осень
Экскурсия в парк.
Цель: понаблюдать, какие растения и как сажают под зиму, наблюдение за изменениями окраски деревьев, отлетом птиц.
Экскурсия на водоем.
Цель: познакомить с водными растениями, рассмотреть берег водоема.
Зима
Экскурсия по территории детского сада «Зимний день»
Цель: наблюдение за деревьями после снегопада. Обратить внимание детей на то, как опустились ветви деревьев под тяжестью снега, отметить, что снег – мягкий, пушистый.
Экскурсия в рощу.
Цель: обратить внимание детей на следы зверей и птиц на снегу; понаблюдать за птицами.
Весна
Экскурсия в лес.
Цель: конкретизировать представления детей о весне; наблюдение за деревьями (появление, набухание почек и т. д.); уточнить представления детей о появлении насекомых, прилете птиц.
Экскурсия на водоем.
Цель: проследить за пробуждением, после зимней спячки, отдельных представителей животного мира; набрать воду из водоема для изучения ее в группе.
Лето
Экскурсия на сенокос.
Цель: закрепить знания о том, какие травы растут на лугу; упражнять детей в умении узнавать и различать травы; дать знания о процессе заготовки сена.
Экскурсия в «Зимний сад».
Цель: знакомство с экзотическими растениями.
Список литературы
1. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. М. : Карапуз, 2005.
2. "Добро пожаловать в экологию". Сост. О. А. Воронкевич
3. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. СПб. : Акцидент, 1998.
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
6. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ
7. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки.