Александра Алехнович
Экологический проект «Маленькие огородники»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Название проекта : «Маленькие огородники»;
Тема проекта : «Трудовая деятельность, как средство познания окружающего мира»
Автор проект : Алехнович Александра Андреевна;
Участники проекта : дети родители, специалисты ДОУ;
Вид проекта : познавательно-исследовательский;
Срок реализации: 1 месяц
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА :
Проблема: недостаточные представления детей об овощах и фруктах, об особенностях их произрастания.
Актуальность проблемы:
Публикация «Экологический проект „Маленькие огородники“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Нет ничего легче, чем поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Экологические связи отражают самую сущность экологии.
Так что же это за наука такая – «ЭКОЛОГИЯ»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям?
Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации
Задачи проекта :
- знакомство детей с элементарной огороднической деятельностью,
- обобщить и систематизировать знания детей об особенностях произрастания овощей фруктов,
- воспитание уважения к труженикам садов, огородов, полей,
- воспитание трудолюбия.
Предполагаемый результат:
Обобщить знания детей об овощах;
- Знакомство детей с элементарными правилами ухода за растениями;
- Формирование навыков совместной детско-взрослой деятельности, развитие творчества, фантазии;
- Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Проблема: Как вырастить урожай в группе детского сада? Узнать как появляются корни и ростки у будущего урожая.
1 этап Подготовительный
Вспоминаем с детьми цветы (комнатные,луговые) овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор, репа.
Подбор литературы по данной теме.
Беседы о земле, песке, камнях
и воде.
Подготовка материалов и инвентаря (детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые бутылки, ножницы, клеёнка, семена.)
2 этап Основной
Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ. Работа акварелью.
Подготовка тары для посева семян и посадка семян.
Рассказ воспитателя о земляных червях - помощниках в рыхлении почвы.
Эксперименты с почвой, песком, камнями. (картотека опытов)
Опыт
В трё х посудах лежат: в одной чернозём, в другой камни, в третьей песок. Леечка с водой.
Воспитатель спрашивает детей:" Ребята, какие птицы первыми прилетают весной?" ответы детей (грачи)
Правильно, ребята, вот грачи прилетели и принесли нам в группу три баночки.
Рассматриваем, что в них за вещества, обсуждаем их свойства. Даю возможность каждому ребёнку подержать в руках камешки, рассмотреть их.
Цель: Уточнение представлений детей о песке, камнях, земле.
Задачи: Выявить значение почвы для жизни растений.
Развивать кругозор детей.
Способствовать познавательной активности детей.
Актуализировать словарь детей.
Уточняем: камни твёрдые, неровные, разной формы и цвета.
Рассматриваем песок, трогаем его, пропускаем через ситечко.
Уточняем: песок мелкий, сыпучий, желтоватого оттенка.
Рассматриваем землю, прикасаемся к ней руками, пробуем размять пальцами.
Уточняем: земля мягкая, пушистая с небольшими комочками.
Поливаем из лейки все три вещества, наблюдаем.
Опыт
Посадка пшеницы в пластиковый поддон с землей и без земли
Цель: рассказать и показать детям, о том что пшеница без земли прорастает быстрее, чем та которая в земле. (солнечные лучи и свет помогают прорости раньше пшенице, которая не посажена в землю, а та которая в земле прорастает позже)
Игра с семенами "Выложи овощ"
Аппликация из семян фасоли " Красавица-морковка, свеколка, огурчик, редиска и помидорка"
Ежедневные проверки огородов.
Дети делают рисунки своих огородов на разных этапах роста растений в них.
Рассказ воспитателя о значении полива растений.
Разгадывание загадок про овощи.
Чтение сказки "Вершки-корешки"
Беседа " Как ухаживать за растениями"
1. какой водой и как правильно нужно поливать овощи.
2. Любят ли овощи витамины?
3. Что произойдёт с растением, если не ухаживать и вовремя не поливать его?
Рассматриваем и читаем книгу о правильной посадке растений.
Беседа о витаминах, содержащихся в зелёном луке и укропе.
Беседа о том, что некоторые виды растений растут быстрее, другие чуть позже, например, в наших "огородах" горох только начал усики пускать, а лук и укроп мы уже едим, у редиски появились по три листочка,
Рассказ воспитателя о высадке растений в теплицу.
У кого в огородике были цветы, высаживаем их в открытый грунт.
Беседа с детьми о труде при выращивании различных культур.
Рассказ воспитателя о работе садовника и агронома.
Беседа с детьми " Важна ли работа садовника и агронома?"
Лепка садового инвентаря.
Беседы: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Культурные и дикорастущие», «Цветочный магазин».
Чтение Художественной Литературы: «Мир растений», «Природа», «Беседы о русском лесе»
Развитие речи виды деятельности
Составление связных рассказов. Обогащение словаря по теме. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Изобразительная деятельность: рисование овощей, цветов.
Лепка овощей;
Полив и уход за растениями в уголке природы
Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями сажает свой небольшой "огород"
Прогнозируемые результаты: Дети имеют представление о многообразии растительного мира и способах выращивания растений.
Повышается интерес детей к профессии агронома и садовника.
Дети бережно относятся к растениям и с уважение к людям, трудящимся на земле.
Итоги проекта
1. Дети познакомились дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Маленькие огородники»