Алла Сауткина
Экологический проект «Лекарственные растения на участке детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание проекта
1.1. Письмо лекарственному растению.
1.2. Именная книга лекарственных растений.
1.3. Правила сбора лекарственных растений
1.4. Ознакомление с художественной литературой.
1.5. Игры и беседы, загадки по экологии, пальчиковые гимнастики.
1.6. Опыты и исследовательно -поисковая деятельность.
Публикация «Экологический проект „Лекарственные растения на участке детского сада“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Оформление детских садов
- Прогулка. Лекарственные растения
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1.7. Экологические викторины, занятия, консультации для родителей
2. Вывод.
3. Список использованной литературы.
4. Приложение.
Справка о деятельности коллектива
Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает ознакомление детей с лекарственными травами.
Проект создавали и принимали участие :
-воспитанники подготовительной группы «АБВГДейка»
- родители воспитанников группы обще – развивающей направленности «АБВГДейка»
- руководитель проекта - воспитатель Сауткина А. В., Серкова Е. В.
Введение
Место проведения исследования: территория МБДОУ «Детский сад «Ромашка» села Белянка»
Сроки выполнения проекта : краткосрочный (2 недели)
Цель исследования:
Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.
Задачи:
1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
2. Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.
4. Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада.
5. Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Обоснование
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастают некоторые лекарственные растения, поэтому мы с детьми решили выяснить их полезные свойства.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
1. Содержание проекта
1.1. Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить». (Приложение №1)
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
1.2. Именная книга (Приложение№2)
Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.
Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
1.3. Правила сбора лекарственных растений. (Приложение №3)
Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав
1.4. Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
В. Бианки «О травах» Р. А. Кудашева “Песенка долгой жизни”
Пришвин «Золотой луг» Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”. Т. Крюковой «Подорожник»; А. А. Плешаков «Спасибо подорожнику!» В. Н. Андреева «Трава путешественница».
1.5. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№4) :
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
2. Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”, «Собери букет», «Цветочное ото», «Собери цветок из частей», «Парочки».
Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.
-Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
- «Секретный разговор»
Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.
1.6. Опыты и исследовательско-поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
«На участке ищем полезные растения» (Зарисовать)
«Наблюдаем, как растет подорожник» (Зарисовать)
1.7. Экологические викторины, занятия, консультации для родителей: (Подведение итогов приложение №6)
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Викторина “Знатоки целебных трав”
“Лекарственное растение нашего региона”.
Занятие «Есть в травах и цветах целительная сила» (Одуванчик и шиповник).
Занятие «Есть в травах и цветах целительная сила» (Пастушья сумка и подорожник).
Консультация для родителей «О чем говорят растения».
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми была оформлена именная книга по лекарственным растениям ХМАО. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия лекарственных растений, то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.