Ирина Панкратова
Экологический проект «Клумба радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
Темочки:
- Клумба. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и Интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в це-лом.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и мы пришли к выводу, что нужно вырастить рассаду и когда цветы подрастут, засадить ими клумбы. Мы предложили детям помочь с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки. Так появился проект «Клумба радости»
Цель проекта:
- сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта:
- дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, очищают воздух от бактерий);
- познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян;
- формировать у детей интерес и бережное отношение к цветам, желание помочь педагогу в уходе за ними;
- упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой;
- вызвать радость от красоты цветущих цветов;
- учить детей замечать красоту цветов на клумбе, воспитывать чувство восхищения;
- расширить представления о декоративных растениях;
- развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Срок реализации проекта: март – сентябрь
Тип проекта: познавательно – творческий - социальный
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Продукт совместной деятельности: выставка букетов «Краски осени»
Ожидаемые результаты:
- у детей расширятся представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе;
- сформирована экологическая воспитанность детей;
- расширены представления детей о декоративных растениях;
- сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе реше-ния экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего до-ма);
- сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой
Работа над проектом осуществлялась в 6 этапов: планирование, сбор и анализ ин-формации, коррекция, осуществление проекта, презентация результата.
1. На первом этапе мы совместно с родителями обозначили проблему: что дети знают о цветах? Что должны знать?
Определили задачи для каждой группы участников.
- Диагностика «Представление ребенка о цветах». Определение уровня знаний детей по теме.
- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта;
- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности;
- Целевая экскурсия по территории детского сада;
- Обогащение развивающей среды группы по теме цветы.
2. На втором этапе у нас возникла необходимость ответить на вопросы: как, из каких источников мы можем получить информацию о цветах, как их выращивать, когда сажать рассаду? Где будем использовать полученные данные. Получить поддержку от родителей на участие в реализации проекта. Для родителей было проведено родительское собрание, на котором познакомили их с тем, что воспитательно-образовательная работа в детском саду строится по тематике, в результате чего у детей должны сложиться определенные представления по данной теме. Развивающие задачи будут решаться через проектную дея-тельность, раскрыли ее значение в развитии детей и роли взрослых в ней. Родители с по-ниманием отнеслись к новому для них делу и выразили готовность оказывать помощь в реализации проекта.
Был разработан план действий:
Беседа на тему «Цветы – красота природы»
Беседа «Какие бывают цветы?»
Беседа «Что нужно цветам?»
Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации)
Рассказы воспитателя по темам: «Чем полезны цветы»
Опытно-экспериментальная деятельность:
Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархацев, сальвии, лобелии»
(Приложение 1)
Опыт: «Где семена быстрее взойдут?»
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
Опыт: «Если долго не поливать цветок»
Чтение художественной литературы
«Цветик - семицветик» В. Катаев
«Волшебные цветы Иды» Х. К. Андерсен
«Аленький цветочек» А. Аксаков
Заучивание стихотворений о цветах. «Посадили мы цветы небывалой красоты» «Катя ле-ечку взяла» Н. Нищеева
«Колокольчики» А. Толстой
Загадывание загадок, ребусов
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов
Слушание музыки:
В. Моцарт «Цветы»
И. Чайковский «Вальс цветов».
Художественное творчество:
Рисование: «Мой любимый цветок»;
Лепка: «Цветы в вазе»;
Ручной труд: Поделки из бумаги: «Подснежники»;
Оригами «Тюльпан»;
Поделки из подручного материала «Цветы наши друзья»
Дидактические игры:
«Собери цветок»;
«Угадай цветок по описанию»;
«Укрась цветами ковер».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин цветов»;
«Дизайнер»;
«Цветовод».
Подвижные игры:
«Мы – цветы»;
«Живая клумба»;
«Садовник».
Работа с родителями
Участие на Всероссийском конкурсе «Золотая осень, в гости просим»;
Участие родителей в выставке «Вальс цветов»
3. На третьем этапе мы приступили к поиску ответа на вопросы Где взять семена цве-тов? Как их сажать? «Как выращивать рассаду?»,
В разнообразных видах деятельности дети накапливали и обогащали свои знания, умения и навыки. Для этого мы создавали игровые обучающие ситуации:
• Чтение художественных произведений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Дидактические игры;
Родители активно помогали в реализации проекта: приносили наглядно-иллюстрационный материал, книги, игры и т. д.
4. На четвертом этапе была проведена коррекция проекта, поэтому было увеличено время на его реализацию, т. к. дети и родители приносили новую информацию. Соответственно увеличилось число мероприятий.
5. Пятый этап – осуществление проекта. Совместно с детьми и родителями мы провели «День добрых дел». Высадка рассады в клумбы, оформление клумб;
Уход за цветником;
Сбор семян цветов для следующего года;
Обмен впечатлениями по итогам работы;
6. На шестом этапе мы провели презентацию нашего проекта. В защите проекта участвовали дети группы, родители.
Результаты: - у детей расширились представления о цветущих растениях, о декоративных растениях; сформировался уровень экологической культуры и бережное отношение к природе, к труду людей, желание общаться с природой.