Марина Волкова
Экологический проект «Исследователи на клумбе»
▼ Скачать
«Исследователи на клумбе» Экологический проект
Группа «Капитошка»
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «СРЦН пос. Кубанская степь»
руководитель: Волкова Марина Владимировна.
Публикация «Экологический проект „Исследователи на клумбе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Клумба. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. У детей дошкольного возраста очень сильно проявляется интерес к процессу выращивания растений. Они с огромным удовольствием наблюдают за первыми зелёными ростками, за тем процессом, которые они запустили сами. Они видят результат своей работы. В соответствии с этим, мой проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию. Невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Цель проекта : формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию рассады цветов в комнатных условиях.
Задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
2. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
5. Воспитывать любовь к прекрасному;
6. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив);
6. Развивать познавательные и творческие способности.
Продолжительность проекта : февраль – август.
Участники проекта :
• несовершеннолетние дети 3-7 лет.
• Воспитатель группы «Капитошка» – Волкова М. В.
Предполагаемый результат:
• Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Все участники проекта (дети, воспитатели) получат положительные эмоции от полученных результатов.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Перечень форм и методов реализации проекта
• Подобрать и изучить литературу;
• Изучить варианты оформления цветочных клумб;
• Посеять семена;
• Вырастить рассаду;
• Высадить рассаду в открытый грунт;
• Организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;
• Проанализировать выполненную работу;
• Экскурсии на клумбу : «Какие цветы однолетние, а какие нет?».
• Занятия в игровой форме.
• Подвижные, дидактические, творческие игры.
• Рассматривание иллюстраций, картин. Беседы.
• Чтение художественной литературы. Загадки, пословицы и поговорки.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними:
ящики с землей, семена цветов, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Оборудование для высадки рассады на участок клумбы :
рассада, выращенная в группе, лопаты, ведерки, грабли, лейки.
Этапы проектной деятельности :
1. Подготовительный этап.
• Определение цели и задач проекта.
• Анализ имеющихся условий в группе, в СРЦН.
• Сбор и анализ литературы по данной теме (загадки, поговорки, стихотворения). Создали предметно развивающей среду по теме проекта.
• Разработка комплексно - тематического плана работы.
• Создание условий для организации работы (подготовка участка, инвентаря, семян, рассады).
• беседы о цветах;
• рассматривание фотографий и картинок цветов;
2. Основной этап – практическая деятельность.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми познавательного характера (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Рассматривание семян, посадка семян.
• Наблюдение за растениями.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Отгадывание загадок про цветы.
• Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
• Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
• Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Совместная деятельность педагога и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Зарисовка наблюдений за ростом растений.
• Д/ И:«Отгадай!», «Какие бывают цветы?», «Собери букет». Конструирование «Тюльпан» (оригами);
• Лепка «Весенний цветок»
• Работа на участке в течение всего летнего периода
3. Заключительный этап.
• Анализ полученных результатов.
• Составление фотоальбома «Как мы вырастили цветы».
• Мини-выставка «Цветочная полянка».
Выводы: В результате проведенной работы дети научились бережно относиться к растениям, заботиться о «зеленых друзьях» человека, нести ответственность за него. А так же научились понимать насколько ценно озеленение участка и почему это необходимо. Ребята осознали, что благоустройство территории СРЦН приносит радость не только тому, кто её создаёт, но и другим детям и взрослым;
Результаты проекта :
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, убирали сорняки, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.