Наталья Чибинева
Экологический проект «Есть у каждого свой дом. Чудо-гибискусы»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть у каждого свой дом. Чудо-гибискусы
Содержание
Введение…3
Актуальность, цели, задачи, проблема (гипотеза…. 5
Описание этапов работ над проектом…. 6
Заключение…. 7
Фотоотчет….9
Введение
Прививать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, можно, начиная с раннего возраста. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Экологический проект „Есть у каждого свой дом, Чудо-гибискусы“» размещена в разделах
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами –деревьями и кустарниками. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья и кустарники - это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья людей.
Согласно стратегии воспитания в нашей стране, формирование ценности природы является важным направлением развития детей дошкольного возраста для формирования предпосылок экологической грамотности у детей. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизациювсего педагогического процесса. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие.
Продолжительность: 6 месяцев.
Тип проекта :социально –значимый, экологический.
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели МБДОУ д/с № 19, специалисты ККГБУСО «Тимашевский дом милосердия».
Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать.
Проект направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор в области растений родного края –кустарников гибискуса, изучат их внешний вид и качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Совместно с воспитанниками, родителями и специалистами ККГБУСО «Тимашевский дом милосердия» мы начали работу с ближайшего зеленого окружения - с облагораживания территории нашего детского сада.
Цель проекта :
Цель педагогов: создание условий для разностороннего экологического воспитания дошкольников через посадку, уход за кустарниками гибискуса.
Цель детей: выяснить, как растут и цветут кустарники гибискуса.
Задачи:
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, в том числе через поисково-исследовательскую деятельность.
Способствовать развитию трудового навыка у детей, воспитывать ценность труда черезвысадку саженцев кустов «Гибискусов», процессу ухода за ними и их исследования.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к кустарникам ближайшего природного окружения, прививать любовь к миру растений.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Создать экологическую благоприятную среду на территории МБДОУ д/с № 19.
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых. Пригласить родителей участников проекта, для совместной работы по озеленению территории детского сада.
Проблема – потребность в озеленении территории детского сада,недостаток знаний у воспитанниковв области флоры родного края, о ее значении в эстетическом, хозяйственном, оздоровительном направлениях в жизни человека.
В соответствии с целью проекта была сформулирована гипотеза о том, что познавательная деятельность детей через ознакомление с кустарниками должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности. Только активное участие каждого в деле охраны окружающей среды, потребность в созидании через посадку кустарникови уход за ними позволит дальнейшему формированию у детей осознанного отношения к миру живой природы.
Ожидаемый результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участках детского сада;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
Основная идея проекта :
Проект направлен на озеленение участков детского сада, повышение экологической культуры воспитанников, создание благоприятных условий для познавательной деятельности детей, и активизацию взаимодействия педагогов с семьями воспитанников и социальными партнерами МБДОУ д/с № 19.
1. Подготовительный этап.
-экскурсия по территории детского сада, знакомство с определенными видами деревьев и кустарников;
-просмотр презентаций «Кустарники нашего края», «Пейзажи»;
-наблюдения за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев и кустарников;
-социологический опрос родителей: «Знаете ли вы как цветет гибискус», консультация «Природа как воспитатель».
- встреча специалистов из ККГБУСО «Тимашевский дом милосердия», которые подарили ребятам молодые саженцы кустарников гибискуса (март). Рассказ гостей о них.
2. Основной этап.
-Беседы с детьми: «Для чего нужны кустарники?», «Кто живёт на листьях?» «Красота природы бесценна», «Как цветет гибискус?».
-Социологический опрос детей: «Нужно ли сажать кустарники на участке?»
-Наблюденияростом и изменениями кустарников (рост, цветение, измерения высоты ствола и длины листьев (весна, лето, осень).
- Посадка кустарников гибискуса на территории МБДОУ д/с № 19 совместно с детьми и педагогами. Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
-Продуктивная деятельность: рисование «Как бы я украсил наша площадку?», «Какие деревья и кустарники растут вокруг детского сада?».
-Дидактические игры: «К названному дереву - беги!»; «Скажи со словом много», «Подбери слово»,«Найди кустарникпо описанию»; «Чей листок», «Где спрятано растение?»; «Узнай растение».
-Чтение художественной литературы «Листья солнцем наливались.», «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева» А. Лопатина, «Осенний вечер» А. Лопатина.
«У лесного озера» А. Лопатина. «Осинкам холодно» М. Пришвин
-Составление схем для описательного рассказа о деревьях и кустарниках, загадки по теме проекта.
- Уход за кустарниками, экспериментальная деятельность: «Измерь размер листочка», «Розовый или фиолетовый?», «На сколько выше?».
-Трудовые поручения «Собираем опавшие листья», «Опкапываем куст» (совместно с родителями).
- Оформление Доски достижений «Наша площадка» продуктами детско-родительской деятельности (рисунков, поделок, аппликаций).
3. Заключительный этап.
-Оформление выставки детских работ: «Мы гибискусы сажали! Их растили! Наблюдали».
-Совместная акция с родителями и воспитанниками: «Кустарники нашего города: гибискусы».
-Онлайн флешмоб «Семейное фото с гибискусом».
-Создание альбома экологического содержания : «Наши добрые дела. Красота вокруг нас».
-Создание и вручение открыток-благодарностей специалистам из ККГБУСО «Тимашевский дом милосердия» за подарок (саженцы гибискусов).
Заключение
Считаем, что проект «Есть у каждого свой дом : Чудо-гибискусы»был плодотворным и насыщенным, а главное интересным детям. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучении и воспитании, а также в непрерывном развитии. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является, в том числе, и нравственная забота о природе.
За время реализации проекта (март-сентябрь) дети значительно расширили представления об окружающем мире, стали бережнее относится к деревьям и кустарникам, обрели опыт выращивания гибискусов, пополнили активный словарь новыми понятиями, которые способны применять в различных ситуациях.
Благодаря взаимодействию с родителями воспитанников и социальными партнерами, теперь на территории детского сада в течение всего лета и осени прекрасно цветут кустарники гибискусов, радуют взгляд и создают благоприятную атмосферу, стимулирующую детей к созерцанию прекрасного и познанию окружающего мира. И уже этой осенью мы планируем новый совместный экологический проект, направленный на дальнейшее озеленение территорий нашего детского сада.