Валентина Медведева
Экологический проект «День Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: Воспитатель первой квалификационной категории Медведева В. Н.
Вид проекта – творческий
Продолжительность проекта - Краткосрочный (с 15марта по 22апреля);
Участники проекта –педагоги, дети и родители.
Возраст детей :5-7 лет
Актуальность проекта
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и другие.
Публикация «Экологический проект „День Земли“» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Изотова Е. И., Капитоненко Н. В. выделяют основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребенка объектов окружающего мира (такими объектами выступают люди, образы, идеи и представления, действия); оформление эмоциональной децентрации –способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку, формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. Опираясь на исследования С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой и др. авторов, мы считаем, что сформированность экологической культуры сопряжена с развитием личностных новообразований ребенка, которые проявляются в процессе природоведческой деятельности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления, накапливает представления о природе, о различных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Ребенок учится управлять своим поведением в природе в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, что ведет за собой развитие произвольности. Природоведческая деятельность способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам).
Актуальность данного вопроса обусловлена также тем, что в последнее время
в Российской Федерации к экологическим проблемам проявляется повышенное внимание. Как известно, 2017 год был объявлен в России годом охраны окружающей среды, разработаны и приняты ряд важных документов, включая Экологическую доктрину. Воспитание человека, как экологически направленной личности – труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедления.
Каждый экологический проект в детском саду выполняется при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует формированию социальной активности ребенка.
Выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы в современном мире; во время компьютеризации дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества, как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей и педагогов можно воспитать эти качества.
Цель проекта :
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
2. Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире и взаимоотношениях его обитателей;
3. Развивать навыки правильного поведения детей в природе;
4. Воспитывать чувство бережного отношения к окружающему, чувство сопереживания и любви ко всему живому, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, эмпатию;
5. Повышать экологическую культуру родителей.
Ожидаемые результаты
У детей:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям живой природы;
• Дети овладеют навыками правильного поведения в окружающей среде;
• Дети будут гуманно, бережно относиться к объектам природы и окружающим людям;
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Дети овладеют навыками безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;
• Ребята узнают много интересного из жизни живых объектов природы: растений леса, сада, луга, птиц и животных; исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений, научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы;
• Дети закрепят представления о животных, условиях их жизни в разных районах Земли;
• Ребята обобщат знания о первых весенних цветах, о том, что из-за неправильного отношения к цветам, они начинают исчезать, и чтобы совсем не исчезли, были занесены в "Красную книгу";
• У детей появится желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной, музыкальной, театральной деятельности.
У родителей:
• Расширятся знания о первоцветах.
• Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите природы.
• Гармонизируются детско-родительские отношения.
• Повысится уровень экологической культуры личности.
Условия реализации проекта
• Активность воспитателей и родителей, как организаторов и координаторов деятельности детей.
• Желание детей и родителей участвовать в проекте.
• Взаимодействие со специалистами и воспитателями.
Основные этапы метода проекта.
1. Выбор цели проекта. Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2. Разработка проекта. Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информацииили модель трех вопросов, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта. Выполняется практическая часть этого проекта.
4. Подведение итогов. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Этапы работы над экологическим проектом
«Птицы наши друзья»
Этапы Содержание работы Форма организации деятельности Участники
1. Подготовительный этап
• Модель трех вопросов
• Анализ РППСподготовительной группы
• Наблюдения на прогулках и целевых экскурсиях:
1. Какие цветы появляются первыми (парк, дубрава);
2. Удивительное на прогулке (сезонные изменения в природе);
3. Как мы растим рассаду цветов.
4. Цикл наблюдений за цветами "Мать-мачехи";
Беседы с педагогами и детьми.
Прогулки, целевые прогулки
Ситуативный разговор
Индивидуальная работа педагоги, родители, воспитанники ДОУ.
2. Организационный этап
3. Формирующий этап • Составление плана проекта (акции «День Земли)», определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
• Для детей
• Проведение ряда занятий на тему:
«Если сердится Земля»,
«Спасаем жизнь на Земле»,
«Наши соседи на Земле»,
«Я люблю Землю, Земля любит меня»,
«Страна «Хорошо»,
«Мы и наши друзья животные»
• Чтение рассказов о первых весенних цветах:
С. Я. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Беляков «Подснежник проснулся»;«Как люди обидели речку» Рыжовой,
«Нефть в море»,
«От чего погибли киты?»,
«Морские коровы и красная книга»,
Сказка «Хитрая ласка».
• Заучивание стихотворений о первоцветах
• Этюды на развитие эмпатии "Расцвел красивый цветок"
. Дидактические игры "Что растет в лесу?", "Что растет на цветнике в саду?"«Отгадай, что за растение»,«Кто лишний»
•. Этические беседы
•. Рисование первоцветов;
«Мы твои дети планета Земля», «Я путешествую по Земле»
• Слушание музыкальных произведений
П. Чайковский «Вальс цветов», А. Вивальди «Цветы» и др.
• Изготовление плакатов: "Берегите первоцветы!"
«Берегите планету Земля»
• Сбор иллюстраций с изображением первоцветов для создания альбома о цветах
Для педагогов
• Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.
•
Для родителей
• Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.
Чтение художественной литературы
Элементарные опыты
Наблюдение
Игровые проблемные ситуации
.
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Беседы с детьми,
Слушание музыкальных произведений
Изготовление дидактических пособий;
Разучивание песен, игр
Музыкально – ритмические движения
Фотовыставка «Берегите первоцветы»;
Семинары для заинтересованных родителей, информация в родительском уголке Педагог-родители, воспитанники ДОУ.
4. Итоговый этап Проведение итогового мероприятия (Экологический праздник «День Земли!» Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Педагог-воспитанники ДОУ.
Проект осуществлялся через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогало ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствовало усилению позиций «Я хочу», «Я умею»,«Я сделаю». У детей появилась возможность проявить себя в различных видах деятельности, проявить индивидуальность и самостоятельность.
Итог реализации данного проекта позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей сформированы глубокие знания о жизни живых объектов природы: растений леса, сада, луга, птиц и животных;
2. Сформированы начальные природоведческие, природоохранительные знания и навыки экологически грамотного поведения в природе;
3. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
4. Участие детей в проектной деятельности оказало позитивное влияние на развитие личностных качеств, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, эмпатия, ответственность за свое поведение в природе;
5. Произошли существенные изменения в поведении детей: преобладание положительных эмоций; исчезновение агрессивных тенденций и появление доброжелательности между детьми. Появилась положительная динамика: в снижении интенсивности проявлений тревожности, страхов.
6 .К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.