Елена Мельниченко
Экологический проект «Дадим вторую жизнь мусору»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как родилась мотивация проекта".
Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта "выросла" из окружающей среды. Однажды с детьми мы гуляли по нашей площадке и обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, грязные бумажки, конфетные фантики). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? .Возникла проблема, решением которой стал детско-творческий проект с участием родителей «Дадим вторую жизнь мусору».
Темочки:
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).
Возникла тема о мусоре, что делать с этим дальше? Дальше мы составили модель трех вопросов.
Первое — "что мы знаем о?", потом - "что мы хотим узнать?" и "что нужно сделать, чтобы узнать?".
Модель трех вопросов
Вопросы располагаются рядом на большом листе, образуя своеобразные заголовки таблицы, которые заполняются совместно с детьми во время первого («утреннего») группового сбора.
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Ксюша - мусор – это грязь.
Даниил - мусор валяется на улицах.
Настя К. - мусор лежит в лесу и на речке.
Настя Б. - мусор надо убирать.
Ярослав - мусор увозят на свалку.
Алеша - есть мусорные свалки.
Рита- мусор нужно выбрасывать в урны. Настя- Полезен ли мусор для здоровья?
Настя - Что происходит с бутылками?
Катя- куда лучше выкинуть бумагу?
Тимофей - Куда исчезает мусор?
Полина- как перерабатывают мусор?
Ксюша – можно ли сделать что-нибудь из мусора? Настя - в садике
Настя К. – дома у мамы спросить
Полина - по телевизору посмотреть
Ксюша - в библиотеку сходить
Настя - в интернете посмотреть с сестрой
Катя - не знаю
Тимофей- провести опыты.
Эту модель заполняют несколько человек. Здесь воспитателю нужны помощники. Может быть второй воспитатель, кто-то из родителей, потому что один ведет разговор с детьми, а другие фиксируют. Это очень важный этап.
Итак, например. Что мы знаем о мусоре? Информация иссякает, переходим ко второму пункту. Что мы хотим узнать? Опять дети делятся своим мнение. А что делает воспитатель, помимо фиксации? Если у него возникает своя идея, что он хочет узнать, он точно также вносит эту идею, наравне со всеми остальными и фиксирует её. И вот третий пункт - что нужно сделать, чтобы узнать? Опять мнения детей. И вот здесь очень важно не сорваться. Воспитатель не говорит ребенку, например: «Полина, если ты хочешь узнать, как перерабатывают мусор, ты должна.». Нет. Полина сама будет говорить. Воспитатель со своей стороны, на своем примере, может внести от себя какие-то комментарии, за детьми остается полное право инициативы. Это шаг номер два.
Дальше планируется работа по реализации основного этапа проекта.
Начало исследования: Итак, как мы искали ответы на возникающие вопросы:
Предполагаемые центры активности:
Центр изодеятельности
Центр книги
Игровой центр
Уголок природы.
Провели целевую прогулку и отметили, что наши дворы и прилегающая территория к детскому саду сильно замусорены (на земле валяются жестяные банки, пластиковые пакеты и бумага).
С помощью слайдов, приготовленных воспитателями, познакомились с видами бытового мусора.
Дети рисовали природу, людей, мусор на улицах, в лесу, на речке.
Читали энциклопедии, журналы, статьи из газет.
Дети рассматривали иллюстрации в книгах о загрязнении природы, обсуждали к чему может привести неаккуратное обращение с окружающей средой.
Рассматривали экознаки на флаконах.
Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».
Мы решили в игровой форме попробовать правильно рассортировать мусор (стекло, пластик, бумага). У нас получилось!
После того, как мусор рассортирован он отправляется на переработку и оказывается можно дать старым вещам «новую жизнь»!
У мусора тоже может быть «вторая жизнь».
Мы организовали цех по переработке мусора. Ребята приносили из дома ненужные вещи: пакеты, бутылки, коробки, сломанные игрушки. Из этих вещей мы изобретали свои поделки.
В ходе проекта у детей возникло большое желание изготовить макет завода по переработке мусора. Это стало мечтой, чтобы хотя бы в каждом районе был такой завод.
Провели Нод на тему «Жил-был мусор».
Также без внимания не остались родители. Для родителей были организованы консультации «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду» и др.
И на заключительном этапе совместно с родителями оформили выставку «И мусор может быть красивым!».
Дальнейшее развитие проекта:
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов
по теме проекта;
• участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой
экологической зоны на территории ДОУ.
• привлечение к благоустройству территории родителей.