Надежда Юрьевна Арсентьева
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Дошкольникам доступны знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Публикация «Экологический проект „Цветочный калейдоскоп“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Проблемный вопрос:
«Зачем цветы на Земле?»
Цель: формирование осознано - правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей.
Задачи проекта :
• Углублять и расширять знания детей о цветах и их разнообразии.
• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
• Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
• Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них.
• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
•Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
• Пополнять и обогащать словарный запас детей по теме «Цветы»
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Вид проекта :
исследовательский, познавательно-творческий.
Срок реализации проекта :
среднесрочный (3 месяца – с 1 июля по 31 августа 2015 года).
Участники проекта :
• дети 4 - 5 лет
• воспитатели
• родители
Ожидаемые результаты:
• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.
• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
• Развитие творческих способностей
Этапы проекта :
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы) .
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом) .
4 этап. Подведение итогов.
Перспективный план работы по проекту «Цветочный калейдоскоп» :
I. Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы по данной теме
• Разработка плана реализации проекта
• Изготовление дидактических игр, пособий
• Подборка иллюстративного материала.
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
• Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
• Подготовка семян цветов, рассадников.
• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
II. Основной этап
работа по перспективному планированию: наблюдение за цветами; посадка рассады цветов, поливка клумб с многолетниками.
Вид деятельности
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослого и детей
Работа с родителями
Игровая
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
-Игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг», «История семечка», «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки)
-«Выбери предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями» (по картинкам или предметам по типу «Найди лишнее»)
-Игры на закрепление знаний цветовых оттенков «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету»
Словесные игры:
-Словесная игра из цикла «Хорошо-плохо» «Букет цветов»
-Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета «Какие цветы бывают»
Участие в оформлении цветочных клумб
Двигательная
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Пальчиковые игры:
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты. «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».
Подвижные игры:
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», Игра в кругу «Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета)
Хороводные_ игры: Цель: Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
«Мы на луг ходили». Игровое музыкальное упражнение «Хоровод цветов»
Познавательно - исследовательская
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Наблюдения:
Наблюдение за одуванчиком.
Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Коммуникативная
Социально - коммуникативное развитие
Рассматривание картин с изображением цветов.
Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”, «Цветы в нашей жизни»
Чтение (восприятие художественной литературы)
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Стихи о цветах : Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах и лекарственных растениях. .В. Бианки “О травах”, Р. А. Кудашева “Песенка долгой жизни”, Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”
Продуктивная
Художественно - эстетическое развитие
Коллаж «Цветочное царство».
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
Аппликация «Волшебные цветы».
Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Рисование «Мой любимый цветок (нетрадиционным способом)
Цель. Закрепить способ рисования «ладошкой» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов.
Трудовая
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Посадка рассады цветов.
Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады
Поливка клумб с многолетниками.
Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Музыкальная
Художественно – эстетическое развитие
Познавательное развитие
Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
В. Моцарт “Цветы”
П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
III. Заключительный этап
• выставка продуктивной деятельности детей «Цветочный калейдоскоп»;