Ася Альбертян
Экологический проект «Чистый край» для детей 6–7 лет
Паспорт проекта
Тема «Чистый край»
Вид Творческий, практико-ориентированный, краткосрочный
Автор-разработчик Альбертян А. Т.
Участники проекта Воспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
Цель Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края.
Задачи 1. Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
Публикация «Экологический проект „Чистый край“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
4. Развивать эстетическое отношение к природе родного края.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом.
Ожидаемые результаты Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей.
Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю.
Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности.
Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора.
Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом.
Нормативно-правовая база - Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН»
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Учебно-методическое обеспечение 1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М. : «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля. - М. : «Росмэн»- 2003
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : «Вако», 2007.
4. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
5. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004.
6. Новиков Ю. В. Природа и человек, М. : «Просвещение», 1991 г.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
Проблема:загрязнение окружающей среды деревни Рабитицы, скудные знания детей в областиэкологического развития.
Гипотеза: познакомив дошкольников с охраной окружающей среды, можно сформировать устойчивую позицию ребенка по отношению к охране природы родного края.
Срок реализации: 4 недели.
Особенность проекта заключается в оригинальном планировании образовательной деятельности в разных видах детской деятельности по направлению охраны окружающей среды, а так же в разработке новых дидактических пособий для игр познавательной и экологической направленности.
Актуальность
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
Деревня Рабитицыбольшая и очень красивая. Густая зелень летом украшает уютные улицы, осенью золотисто-багряный наряд радует глаз, зимнее покрывало окутывает все части родного края. Такая красота в Рабитицах не оставит равнодушным ни одного человека, ни жителя деревни, ни приезжего гостя.
Однако не всё так радостно выглядит весной, когда растает последний снег. Из-под «белого одеяла» показываются пустые банки, использованные пакеты, не перегнившие остатки еды. Всё это разносит ветер, и деревня не выглядит уже так радостно. Летом тоже можно часто заметить в больших местах скопления народа тот мусор, который безответственные жители оставляют после своих «посиделок». Всё это наносит непоправимый вред окружающей среде.
Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о загрязнении окружающей среды известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Классификация загрязнений природы
Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:
• Биологическое – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
• Физическое – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
• Химическое – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
• Механическое – загрязнение биосферы мусором.
В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.
Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этотвред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей на сохранность окружающей их среды.
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Методы и приемы:
- наглядный (наблюдение, просмотр иллюстраций и фото, презентаций и обучающих познавательных фильмах);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический.
Принципы работы:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками.
2. Принцип системности: занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
4. Принцип повторности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип доступности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по проекту :
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов, подбор иллюстраций, книг, журналов, энциклопедий)
Разработка системы занятий.
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
Разработка лэпбука и экологического календаря.
Активное включение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
Выставка творческих работ детей;
Экологический субботник «ЧистыеРабитицы».
Перспективное планирование работы
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ООД «Загрязнение окружающей среды»
«Значок «проблема мусора» (для обозначения материала, который долго разлагается) «Мусор и что с ним делать: захоронение, сжигание, переработка»
«Мусороперерабатывающие заводы» «Озеленение родного края»
Игровое занятие «Войди в природу другом» (по станциям)
Продуктивная деятельность Поделка «Улитка» из картонных ячеек под яйца
Составление с детьми «Экологического календаря» на время проекта Поделка «Лилия» из пластиковых ложек
Совместное создание лэпбука «Зеленый край родной» «Сенсорные коробочки» из пластиковых бутылок Коллективная работа «Замок» из втулок от туалетной бумаги
Беседы «К Земле с любовью»
«Правила поведения в природе» «Охраняемые природные территории»
«Откуда берется мусор» «Как человек может помочь сохранить экологию» «Планета в опасности»
Дидактические игры «Экологический поезд»
«Земля-наш общий дом»
«Какого растения не стало» «Что лишнее»
«Сортировка мусора»
«Вершки-корешки» «Да-нет»
«Весной, летом, осенью» «Экологический лабиринт»
«Парные картинки»
Подвижные игры «Вершки-корешки» «Что в ведро мы соберем» «Мы и природа» «Кто быстрее»
Сюжетно-ролевые игры «Магазин» «На заводе» «В походе» «Спасатели»
Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы» «Бумага – новая жизнь» «Стеклянная наука» «Если закопать мусор в землю…»
Чтение художественной литературы Сказка о мусоре «Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь», «Серая шапочка и красный волк» Н. А. Рыжовой Сказка «Нет места мусору»
Сказка «Про Мусорогрязку», загадки Сказка «Про хламище-окаянище», пословицы «История Оранжевого Мусоровоза»
Использование ИКТ Презентация «По страницам Красной книги Ленинградской области» «Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод» «Крокодил Гена и Чебурашка» ( серия: очистка реки от мусора) Презентация «Наши добрые дела в Рабитицах»
Работа с родителями Конкурс детско-родительских рисунков «Мусор земле не к лицу!» Стенгазета «Меньше мусора-больше здоровья» Участие в субботнике «ЧистыеРабицы» Родит. собрание «Чистый край»
Продукты деятельности по проекту :
1. Лэпбук «Зеленый край родной»
Наполнение: игра «Живая-не живая», «Экологические лабиринты», пазлы «Зеленые Рабицы», гармошки «Климат, почва, вода, растения, животные родного края», настольная игра-бродилка «Чистая деревня», корзины «Бумага, пластик, стекло», экологические пословицы, переработка мусора, загадки, полезные раскраски, мини-книжка «Экологические сказки».
2. «Экологический календарь»
Описание: на ватмане воспитатель совместно с детьми расчерчивает таблицу с ячейкой на каждый день проекта. Вместе с детьми планируется природоохранная деятельность: мероприятия, акции, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения.
Результативность проекта
Итоги проделанной работы показывают эффективность выбранного направления по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором. Систематическая работа по проекту помогла постепенно и последовательно решить поставленные задачи, показать знакомые важность утилизации мусорных отходов, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
На конец проекта дети :
- понимают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
- знают, как можно вторично использовать отходы;
- имеют простейшие представления о правилах поведения в природе и обращения с отходами;
- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Использованная литература
1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М. : «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля. - М. : «Росмэн»- 2003.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : «Вако», 2007.
5. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
6. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004.
7. Новиков Ю. В. Природа и человек, М. : «Просвещение», 1991 г.