Людмила Ковалева
Экологический проект «Сделаем мир чище» для старших дошкольников
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Ключевое»
Проект по экологическому воспитанию детей
«Сделаем мир чище»
Автор:
Ковалёва Людмила Георгиевна -
воспитатель МБДОУ
«Детский сад с. Ключевое»
2023г.
Краткая аннотация к проекту :
Публикация «Экологический проект „Сделаем мир чище“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Одним из последствий деятельности человека на Земле является загрязнение окружающей среды. Земля загрязнена свалками, ядерными отходами и прочим мусором нашей цивилизации. Поэтому необходимо повысить уровень защиты окружающей среды от пагубного влияния человека. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Проект «Сделаем мир чище» - краткосрочный (рассчитан на 6 месяцев).
Срок реализации проекта : апрель 2023–сентябрь 2023г.
Вид: творческий, экологический
Участники проекта : дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
- Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Чистый мир».
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фото - отчёт.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Формы реализации проекта :
- Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- «Уроки доброты».
- Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Обеспечение проекта :
1. Огород на окне, на территории учреждения (паспорт, растения).
2. Экологическая библиотека (глобусы).
3. Экологическая тропа (уголки природы).
Работа с воспитанниками:
- Игры – занятия с детьми «Чем мы можем помочь планете», «Мяч лови, слово назови», «Чем мы можем помочь нашей планете». «Слово на ладошке», «Караси и щука», «Море волнуется», «Угадай – ка», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен», Враг природе – мусор», «Мусорный перекат», «Разделяй и сортируй», «Мусорная эстафета».
- Проведение опытов и экспериментов «Вода – это жизнь», «Вода – растворитель», «Фильтрование воды»
- Чтение познавательной и художественной литературы «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», А. Александрова «Зимняя песенка», экологическая сказка «Нет места мусору», Я. Аким «Наша планета», Руссо Женевьев «Мусор, берегись», экологическая сказка «Зайчик и медвежонок»
Работа с родителями:
- Оформление фотоальбомов по теме;
- Фотовыставка;
- Организация просмотров тематических видео фильмов «Флора и фауна»;
- Совместная художественно – продуктивная деятельность детей и родителей;
- Инсценировки, драматизация на экологическую тему;
- Проведение прогулок, экскурсий.
Работа с педагогами (методическое сопровождение) :
- Подборка наблюдений в природе;
- Цикл наблюдений за животным и растительным миром;
- Подборка литературы познавательного характера по экологии;
- Подборка художественной литературы;
- Конспекты занятий экологического содержания «Земля – наш общий дом», «Чистый и загрязнённый воздух», «Экологическая лестница», «Почему исчезают животные», «Кора деревьев», «Экосистема море», «Зимний лес», как птицы весну встречают», «Люблю берёзку русскую»;
- Сценарии досугов и развлечений «По лесной тропинке»;
- Консультационный материал для родителей «Сохраним нашу планету», «Береги свою планету, ведь другой на свете нет», «Сортируем мусор – бережём природу», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен», «Земля – наш общий дом».
Вывод: в ходе проектной деятельности дети осознали значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. У детей повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности. Было создано множество поделок, сувениров, дидактических игр и игрушек.
Все запланированные нами мероприятия прошли успешно. Дети и родители остались довольны результатами. Родители были активными участниками и помощниками
Цель проектной деятельности достигнута!