Ольга Мамонова
Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста «Заповедник! Знай, люби и сохраняй!»
▼ Скачать
Цель: уточнить знания детей о Воронежском заповеднике; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Материалы и оборудование: глобус, Красная книга, мультимедийный проектор, презентация, кружки зеленого и красного цвета на каждого из детей, мяч.
Ход праздника
Дети стоят около педагога.
Публикация «Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста „Заповедник! Знай, люби и сохраняй!“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Педагог: Отгадайте загадку.
На столе передо мной,
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю (глобус).
Педагог: Вы любите путешествовать? (Ответы детей.) Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в Воронежский заповедник. Представьте, что мы поедем на поезде. Начнем наше путешествие? (Слайд 1.)
Педагог: Приглашаю вас садиться удобнее.
Дети садятся на стулья.
Начинаем наше путешествие! А пока мы едем, поговорим о природе.
Как мы можно помочь животным?
Ответ детей: Делать кормушки, подкармливать животных, не рвать цветы, не ломать деревья, сажать кустарники, цветы, не обижать зверей, не разорять гнезда, муравейники и др.
Педагог: Правильно, а еще люди создают заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал.
Педагог: А кто скажет, что такое заповедник?
Ответ детей: Заповедники - это огромные территории, где охраняются законом все животные, птицы и редкие растения.
Педагог: Куда вносят наиболее охраняемых животных и растения, которые могут исчезнуть
Ответ детей: В Красную книгу.
Педагог: Почему она красного цвета?
Ответ детей: Красный цвет - знак тревоги и опасности.
Педагог: Дети, но есть люди, которые незаконно уничтожают животных, ставят на них капканы, убивают. Как их называют?
Ответ детей: Браконьеры.
Педагог: Правильно. И с ними ведут борьбу все добрые люди, которые любят и берегут все живое на нашей планете. Природа занимает важное место в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (Солнце.) (Слайд 2.)
Педагог: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Ответ детей: Нет!
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.) (Слайд 3.)
Педагог: А без воздуха можем мы прожить?
Ответ детей: Нет!
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (Вода.) (Слайд 4.)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода.) (Слайд 5.)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб.) (Слайд 6.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела.) (Слайд 7.)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба.) (Слайд 8.)
Педагог: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, oт нас зависит красота природы?
Ответ детей: Люди сажают леса, украшают города красивыми клумбами, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Педагог: А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
Ответ детей: Бросают мусор, загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.
Сотрудник заповедника: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам.
С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Ребята, мы приехали в Воронежский заповедник.
А вы знаете, что Воронежский заповедник охраняется государством? Он один из самых старейших заповедников. Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений.
На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
У реки хороший дом.
Много деток в доме том.
Домик хаткою зовут
Что за звери в нем живут? (Бобры.) (Слайд 9.)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Слайд 10.)
Сотрудник заповедника: Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. (Слайд 11.)
Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину - под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов - уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повелением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»
Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
Заповедники - это островки спасения природы oт злого и недоброго человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Педагог: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Ответы детей: Нет, природу надо беречь и охранять везде.
Педагог: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
(Слайд 12.)
У каждого ребенка кружки двух цветов - зеленого и красного. Сотрудник заповедника говорит, что в лесу делать можно (дети поднимают зеленый кружок, а что - нельзя (красный кружок).
• Костер в лесу. (Красный кружок.)
• Мусор в лесу. (Красный кружок. )
• Сломанные ветки. (Красный кружок.)
• Срубленные деревья. (Красный кружок.)
• Браконьерство. (Красный кружок.)
• Посадка деревьев. (Зеленый кружок.)
• Развешивание кормушек. (Зеленый кружок.)
• Не рвать цветы. (Зеленый кружок.)
• Создание красной книги. (Зеленый кружок. )
• Создание заповедников. (Зеленый кружок. )
Педагог: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.
Дети называют правила, а педагог записывает их на доске.
• Ходить только по тропинкам.
• Не ломать ветки кустарников и деревьев.
• Не топтать и не рвать цветы, травы.
• Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.
• Не разорять птичьих гнезд и муравейники.
• Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.
• Не разжигать костров, не оставлять мусор.
• Сажать новые деревья и кустарники.
• Развешивать скворечники и кормушки для птиц.
• Подкармливать птиц.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать.
А теперь, ребята, отдохнем.
Физкультминутка «Мы в заповеднике, друзья»
(Слайд 13.)
Мы в заповеднике, друзья! (Шагаем на месте.)
И все мы дружная семья! (Беремся за руки и поднимаем руки вверх.)
Деревья выстроились в ряд (Встаем по стойке смирно.)
И каждый встрече с нами рад. (Киваем головой. )
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (Наклоны в стороны.)
А это – высится сурово, как солдат. (Руки вверх.)
Одно – раскидистые ветви простирает, (Руки в стороны.)
Другое – на ветру трепещет и играет. (Руки вверху, качаются, как ветви.)
Экологическая игра «Насекомые»
(Слайд 14.)
Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передает мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое - бабочка» и передает мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
Экологическая игра «Четвертый лишний»
(Слайд 15.)
Ведущий называет четыре объекта живой природы (один лишний, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с заповедником.
Дети садятся на стульчики и «возвращаются» в детский сад.
Педагог: Ребята, где мы с вами побывали?
Ответ детей: В заповеднике.
Педагог: Правильно. Сегодня мы узнали много нового и поучительного. Спасибо, дети, наше путешествие закончилось. (Слайд 16.)
И закончим его таким добрым стихотворением.
Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Список использованных источников
1. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - С. 9-13.
2. Конспект НОД на экологическую тему «Заповедник! Знай, люби и сохраняй!»: https://www.art-talant.org/publikacii/81750-konspekt-nod-na-ekologicheskuyu-temu-zapovednik-znay-lyubi-i-sohranyay