Елена Ващенко
Экологический паспорт учреждения.
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» КУПИНСКОГО РАЙОНА
Новосибирская обл. г. Купино, ул. Элеваторская 52. т. 23-697
Цели и задачи экологического паспорта
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
Публикация «Экологический паспорт учреждения,» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
Характеристика здания, помещений
Здание ДОУ двухэтажное, блочное, с центральным отоплением, водоснабжением, горячей и холодной водой, с использованием электроэнергии, отходы вывозные.
В здании шесть игровых комнат площадью 44 кв. м., шесть спален площадью 44 кв. м., вестибюлей, площадью 15 кв. м., музыкально-спортивный зал площадью 80,7кв. м., пищеблок, склады, прачечная площадью 32кв. м., 6 кабинетов специалистов.
ДОУ обеспечено необходимой мебелью для детей, электрооборудованием в исправном техническом состоянии.
Общая характеристика района, местонахождения д/с «Теремок»
Адрес: НСО, Купинский район, г. Купино, улица Элеваторская. Строение 52, в районе промышленной горки рядом ОАО «Консервщик». Д/с «Теремок» открылся в октябре 1988 г., площадь земельного участка 5610кв. м. На территории шесть игровых площадок площадью 200 кв. м., огражденных зеленой изгородью, деревьями, площадка для отдыха с летним плескательным бассейном площадью 22 кв. м. Спортивная площадка площадью 120 кв. м. с необходимым физкультурным оборудованием, ограждена зелеными насаждениями. Создан парк отдыха и развлечений, удобный и свободный стиль планировки которого соответствует интересам детей - на газонах и лужайках удобно играть и развлекаться.
Парк отдыха и развлечений
В парке создан «Мини - огород для детского труда.»
Огорожен огород низким белым заборчиком, что придаёт ему особый колорит.
Слева от входа в парк «Мини – площадка для психологической разгрузки, закаливания и массажа» Мини – площадка состоит из:
-пешеходные дорожки, по бокам клумбы;
- ажурная беседка белого цвета, в которой дети отдыхают, читают сказки, в жаркие летние дни. Вокруг беседки деревья и кустарники.
- за беседкой расположены «тропа здоровья»- массажные дорожки из песка, керамита, мелкой гальки и пр., плескательный бассейн.
Слева от входа площадка для развлечений с удобными скамейками для зрителей, центральное место для сцены выполнено и посыпано мелкой крошкой вокруг газоны, на газонах посажены не высокорослые деревца, кустарники.
Справа от входа пруд.
Вход в парк через бревенчатый мостик.
Вдоль дорожки обрамлённой крупным щебнем цветы.
Полоса в парке длиной 24 метра, шириной 0,5 метров засеяна календулой, ромашкой аптечной.
На клумбах наряду с яркими цветами разных сортов, растут многолетние: мелиса, ландыш, золотарник, наш аптечный мини-огород имеет лекарственный потенциал.
Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют температурный режим. Температура под зелеными насаждениями в жаркую погоду на 4-8градусов ниже, чем на открытых участках. Создавая тень, зелёные насаждения повышают влажность воздуха в сухую погоду и наоборот устраняют её избыток в сырую погоду.
Растительный и животный мир, почвенный покров.
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много. Все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев: берёзовая аллея, фруктовый сад.
Видовой состав деревьев: тополь (мужской, береза, рябина, клен, сосна, ель, вяз, груша, яблоня, ива. Такие деревья, как мужской тополь, сосна, черемуха обладают фитонцидными свойствами, т. е выделяют летучие вещества (фитонциды) убивающие болезнетворные микробы, очищающие воздух.
Кустарники: сирень обыкновенная, смородина, ирга, вишня, черёмуха, рябина. В отдельных местах кустарники образуют живую изгородь.
На деревьях и кустарниках оседает 72% частиц пыли, поэтому зеленые насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.
Сорные травянистые растения:
ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, календула, мята и др.
Животный мир На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, трясогузки, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.
Почва. На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц. На игровых площадках вытоптанность до 70%, грунт очень плотный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.
Зонирование территории
Различные зоны территории детского сада - площадки. Парк отдыха и развлечений, тропинки. Территория закрыта от посторонних Проход по главной асфальтовой дороге. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Забор вокруг сада в удовлетворительном состоянии.
Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен высокими деревьями, смягчающими порывы ветра. Шумовой фон умеренный.
Основным источником шума являются автомагистрали со стороны улицы Элеваторской. Шум проезжающих машин слышен в западной части участка, прилегающей к забору.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. На территории детского сада имеется мусоросборник, который по мере необходимости очищается и вывозится за пределы.
Загрязнение территории
Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ
(газообразных от проходящего транспорта). Решетчатый забор пропускает пыль, шум. Необходимо увеличить площади зелёных насаждений вдоль забора от дороги, посадить живую изгородь из вьющихся цветов.
Территория западной части посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты, в результате дорожное полотно хозяйственного двора загрязняется бензиновыми пятнами. Участок чистый, регулярно убирается штатным дворником. На территории детского сада мусоросборника нет.
Влияние ДОУ на окружающую среду
Коллектив учреждения работает над тем, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.
В ДОУ используется вода из артезианских скважин. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
Загрязнённая вода уходит в канализационные стоки, а затем на очистные сооружения. За водоснабжение платит централизованная бухгалтерия по водосчётчику.
В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света.
В ДОУ существует централизованное отопление от ОАО «Консервщик» Температурный режим удерживается путём кратковременного и долгосрочного проветривания помещения, сквозного проветривания во время отсутствия детей.
Бытовые химические веществаВ ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:
- уборки помещений (Ди - хлор,
- мытья посуды («Ника»,
- чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок»,
- мытья рук (туалетное мыло,
- уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ дезинфекции Купинского района р-на,
- стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).
Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.
Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся.
Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.
Профессиональная, методическая подготовка
ДОУ «Теремок» работает по программе «Радуга».
Главная цель:
- Сохранение и укрепления здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;
- своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей.
предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Задачи:
-Формирование связной речи, как связующего звена речевого и умственного развития, развитие мышления, восприятия, наблюдательности детей дошкольного возраста;
- Формирование бережного и созидательного отношения к миру, к природе через развитие основ экологической культуры;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни путём приобщения детей к миру физической культуры и содействие полноценного физического развития детей.
Программы и методики.
С. Н. Николаевой "Юный эколог",
Т. Н. Доронова "Программа воспитания и развития детей от 2-7 лет".
Используемая методическая литература.
С. Н. Николаева "Юный эколог";
С. Н. Николаева "Эколог в детском саду";
М. Н. Сигимова"Мир глазами ребёнка»
Т. Я Шипунова «Экологическое воспитание дошкольников";
Н. А. Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";
А. И. Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду";
Т. А. Козлова «Экология России»»
С. Н. Николаева "Экологическое воспитание дошкольников";
С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";
"Животный мир", энциклопедия;
Большая энциклопедия для дошкольника.
М. Сребитский «Про наших птиц»
Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5- лет»
Т. Н. Доронова «Программа «Радуга» 10 лет спустя раздел (Экология из опыта работы)
М. Н. Сигимова «Загадки мира животных»
Е. Веретенникова «Озщакомление дошкольников с природой»
Используемая литература из районной библиотеки
для педагогов
1. А. В. Михеев «Охрана природы»
2. Д. Ф. Оуэн «Что такое экология
3. В. Ф. Протасов Экология. Здоровье и охрана окружающей среды в России
А. Н. Захлебный «школа и проблемы охраны природы»
В. Дорожкин «Беседы об экологии»
В Иоганзен «Вопросы охраны природы Западной Сибири»
Л. А. Муравей «Экология и безопасность жизнедеятельности»
Ушакова «Экологическое состояние территории России
С. И. Рязанов «Общая экология
Состояние окружающей среды НСО 2000-2003г.
Педсовет (газета для педагогов)
для детей
С. Н. Николаева «Экология»
Журналы:
Детская энциклопедия журнал
О природе для детей «Филя»
Свирель Праздники в школе
Книжки, нотки для дошкольного воспитания
Игрушки для Катюшки и Андрюшки
Дидактические материалы.
Экологические игры:
"Четвертый лишний";
"Найди по описанию";
"Лесная школа";
"Садовод";
"Как зовут тебя, деревце?";
"Дары природы";
"Зверята";
"Найди лишнего";
"Собери картинку";
Лото:
"Времена года";
"Ассоциации";
"Растения";
"Двойняшки";
"Кто где живет?";
"Соседи по планете";
"Родная природа".
Аудиозаписи:
"Голоса птиц";
"Голоса животных".
1. Наборы диких и домашних животных.
2. Иллюстрации птиц, животных, насекомых. Рыб, млекопитающих.
3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий: овощи, фрукты, кустарники, деревья, зимующие и кочующие птицы, перелётные птицы, домашние птицы, насекомые, звери средней полосы, животные жарких стран, домашние животные и их детёныши, дикие животные и их детёныши;
4. Экологические игры и картотека к ним, тематические игры, грамзаписи, видеофильмы, муляжи фруктов и овощей, экспонаты даров природы, поделки из природного материала, флористика.
5. План экологической тропинки и практический материал к ней.
6. Жалобная книга и материал к ней выполненный детьми старшего дошкольного возраста.
7. Гербарии трав Сибири и Купинского района, лекарственных трав.
8. Напоминающие знаки.
9. Красная книга растительного и животного мира.
Собраны коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток, календарей.
Для проведения занятий используются глобус, компас, карты России.
Основные направления работы
Здоровье, сохраняющее и интеллектуально – нравственное развитие детей.
В этом направлении мы предусматриваем основное средство решения
проблемы физического развития и укрепления здоровья дошкольников,
через нравственно - патриотическое воспитание, решаем проблему знакомства с природой родного края, воспитания любви к родному краю.
К России и параллельно предусматриваем проблему экологического воспитания, формирования бережного созидательного отношения к миру природы через развитие основ экологической культуры.
С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические викторины, занятия.
Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.
Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, открытые просмотры для родителей.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является экологическое воспитание.
Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, организуются конкурсы, выставки.
Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности: семинары, педагогические советы, открытые занятия;
Педагоги ДОУ активные участники районных семинаров как в детских садах района, так и на базе своего сада
Работа с родителями.
Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в районных конкурсах:
«Снежных и ледяных композиций» ;
«Благоустройство территорий и игровых участков» ;
«Уголков природы и предметно-развивающей среды».
Участвуют в выставках:
«Человек и природа»;
«Природа и фантазия».
В акциях:
«Каждой пичужке – по кормушке»;
«Скворечник»;
«Посади деревцо и цветок».
Связь с другими организациями
Дошкольное учреждение поддерживает связь по вопросам экологии с районным управлением образования с дошкольными учреждениями города, музеем в лице заведующего Овчинникова А. И., с районным архивом г. Купино, районной библиотекой и отделом по экологи и ресурсам при районной Администрации Купинского района в лице Гайдук С. Д. ,ОАО «Консервщик» генеральный директор Фуников А. Я.
Выводы и рекомендации:
Считаем, что ДОУ «Теремок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей.
Но не уделяется должного внимания по выделению средств и на более эффективное решение этой проблемы.
Территория детского сада хорошо ухожена, газоны и клумбы окультурены, но при подборе видов для озеленения следует учитывать заброшенные и вытоптанные участки, расширить цветники; дополнить состав лекарственных растений, злаковых культур; продолжить уход за огородом.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, т. к. в некоторых местах наблюдается сильное вытаптывание.
Своевременно (1 раз в год) заменять песок в песочницах.
Заведующая МКДОУ д/с «Теремок «/ / Стерина И. Р.
Старший воспитатель / / Ващенко Е. Г.