Татьяна Артемьева
Экологический паспорт
▼ Скачать + Заказать документы
2012г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №61
Общее количество детей, посещающих детский сад — 100. Общее количество персонала — 35 человек. Количество групп — 5.
Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели — 10 человек, помощники воспитателей - 6 человека, музыкальные работники — 1 человек, медработники — 2 человека, логопед - 1 человек, дефектолог - 1 человек
Публикация «Экологический паспорт» размещена в разделах
В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводятся семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.
1. Экологическая ситуация района.
Характеристика непосредственного окружения ДОУ.
Местонахождение дошкольного учреждения: Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково, улица Октябрьская
Район, в котором расположено МБДОУ № 61, характеризуется недостаточно благоприятной экологической обстановкой. Основные предприятия города специализируются на производстве электроизоляционных материалов: ЗАО «Электроизолит» и ЗАО «Диэлектрик». Также в городе расположен Центральный НИИ специального машиностроения.
В ближайшем окружении находятся такие промышленные предприятия, как Электроизолит. Источником загрязнения окружающей среды также являются: подъездная дорога к детскому саду и к ближайшим домам.
Вблизи детского сада находятся жилые дома, облагороженная дворовая территория, где произрастает несколько видов деревьев и кустарников, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
Состояние здоровья населения
Для города и района характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, аллергические и раковые заболевания. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в районе крайне неблагоприятное.
2. Характеристика территории детского сада.
2.1. Общие данные.
Дошкольное учреждение построено в 1986 году по типовому проекту двухэтажного детского сада. Группа капитальности 1.
Общая площадь земельного участка – 30 кв. м
Общая площадь здания – 1715,9 кв. м.
Большая часть территории засажена зелеными насаждениями: общая озелененная площадь 20 кв. м
На территории имеются игровые площадки, которые организованы так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно: территория разделена на групповые зоны зелеными насаждениями – живая изгородь из кустарника; имеются клумбы, где вместе с детьми педагоги высаживают семена цветов и ухаживают за ними, что обеспечивает формирование трудолюбия, чувство ответственного отношения к миру природы; песочницы. Размеры участков позволяют проводить подвижные игры.
2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров.
Растительный мир.
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические мероприятия. Деревьев на участке достаточно много. Все они в хорошем состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, туя западная, клен русский. Фруктовые деревья: яблоня.
Кустарники: рябина черноплодная, черная смородина, сирень обыкновенная, желтая акация, гортензия.
Имеется широкое разнообразие цветов и трав: тюльпаны, нарциссы, ирисы, настурция, ромашки, васильки, золотые шары, пионы, петуния, бархотки, циннии, белые лилии, летние георгины, георгины, незабудки, виолы, первоцветы нескольких видов (белые и синие, львиный зев, гвоздики, гусиный лук, подсолнухи: обыкновенные, декоративные, «Мишутка», астры, герань, флоксы, медуница, бегония.
Уголок лекарственных трав имеет следующие лекарственные растения: подорожник, мята, мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, хрен, лопух.
Сорные виды растений на территории ДОУ малочисленны, в основном преобладают культурные травянистые растения.
Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мокрица, крапива двудомная, яснотка белая, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная.
Животный мир.
На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близстоящих домов.
Почва.
На территории детского сада преобладает натуральный грунт. Используется удобрение в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц. Также ежегодно почвенный слой территории учреждения обогащается удобрениями, плодородной землей, торфом.
На некоторых игровых площадках выделяются участки с уплотненным грунтом вблизи песочниц, где наиболее часто играют дети, вытоптанность данных участков до 20%, грунт - суглинок. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70—80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.
2.3. Зонирование территории
Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов. Все это осложняет оформление участка.
2.4. Загрязнение территории
Запыленность территории средняя, так как автодорога отделена от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Сетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны поле. Основным источником шума являются автодорога. Шум проезжающих машин слышен с западной стороны. Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.
3. Оформление помещений.
3.1. Характеристика здания и помещений.
Здание Учреждения построено по типовому проекту двухэтажного детского сада. Имеет все необходимые условия, отвечающие современным санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Организация предметно-пространственной образовательной среды дает возможность всем субъектам образовательного процесса для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора. Среда провоцирует на проявление самостоятельности и свободной активности.
Здание ДОУ двухэтажное, кирпичное с мягкой битумной кровлей. Общая площадь здания – 1715,9 кв. м. Для строительства использованы: кирпич, бетон, стальные трубы, дерево, стекло, известь.
Помещения ДОУ: пять групп, медблок (физиотерапевтический и процедурный кабинет, кабинет старшей медсестры, изолятор, физкультурно-музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет дефектолога, информационно-методический кабинет, кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые помещения (кладовока, электрощитовая, кабинет музыкального руководителя.
При оформлении внутренних помещений использованы: масляная и водоэмульсионная краска, линолеум, половая плитка, натуральные и синтетические ковры.
3.2. Оформление помещений.
В коридоре ДОУ расположен информационный уголок для родителей, визитная карточка детского сада, различные стенды (пожарной безопасности, охраны труда, гражданской обороны, информационный, медицинский, профсоюзный). В коридорах ДОУ функционируют сменные выставки детского творчества.
Все коридоры, холлы, лестничные марши оформлены картинами художников о природе и работами детей и родителей, фотовыставками.
Учреждение обеспечено рабочим инвентарем для детей и взрослых.
Для оформления коридоров используются водоэмульсионная краска, плитка. В группах – масляная и водоэмульсионная краска, натуральные и синтетические ковры; в туалетах – облицовочная плитка, половая плитка, водоэмульсионная краска. Полы в группах покрыты линолеумом. В помещениях групп существуют разделение на центры: центр игр, учебный, зона экологической направленности - уголок природы, раздевалка и спальная.
3.3. Уголок природы.
В саду оформлен центр экологической направленности. В котором имеются опытнический центр, оборудованный всем необходимым материалом для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. В нем имеется центр воды и песка с необходимым оборудованием. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, дидактические пособия.
В старших группах имеются гербарии, коллекции (камней, разных видов древесины и др., книги, энциклопедии и альбомы природоведческого содержания, макеты разных природных зон. В каждой группе имеются уголки природы, оснащенные комнатными растениями в соответствии с возрастом, характерные для различных времен года, природных зон и экологических систем. Наиболее распространенные растения групп: хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки, фикус, алоэ, каланхоэ, аспарагус, лилия, аспидистра. Уголки природы оснащены специальным оборудованием для выполнения трудовых поручений (фартучки и оборудование по уходу за комнатными растениями). Предусмотрен материал для самостоятельных зарисовок детьми результатов опытов.
В каждой группе оформлен календарь погоды в соответствии с возрастом детей. Имеются альбомы времен года, дидактические игры и пособия, работы детей по результатам наблюдений, сезонные выставки.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду.
Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.
4.1. Использование воды.
В ДОУ используется вода из ООО «Водоканал», которая используется на: приготовление пищи и питья, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
4.2. Использование энергии.
В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, элекроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
4.3. Отопление
В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей).
4.4. Отходы.
Отходы в ДОУ делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 20 кг отходов.
4.5. Бытовые химические вещества.
Санитарно-гигиеническая обработка помещений Учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды и хлоросодержащим дезинфицирующим средством «Жевелион». В группах и других помещениях имеются памятки по использованию данного средства. Ежегодно в Учреждении издается приказ о назначении ответственного специалиста за дезинфицирующие средства.
Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной СЭС на договорной основе.
5. Профессиональная и методическая подготовка
5.1. Программы, методики, дидактические материалы.
В дошкольном учреждении работает опытный высококвалифицированный коллектив воспитателей и специалистов, которые используют в своей работе основную общеобразовательную программу дошкольного образования Учреждения, которая построена в соответствии с требованиями ФГТ. Основная общеобразовательная программа: "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. По экологическому воспитанию ДОУ использует программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Для реализации задач экологического развития детей в ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение. Литература подразделена на 3 раздела: методическая литература, литература для детей, литература для родителей.
В ДОУ используются разнообразные дидактические игры с экологическим содержанием.
Методический кабинет оснащен необходимым оборудованием для ознакомления детей с природой:
• Коллекция камней
• Коллекция «Из чего делают вату»
• Коллекция «Породы деревьев»
• Муляжи грибов
• Картины о природе
• Микроскоп
• Песочные часы
Также имеется художественная и познавательная литература, иллюстрации с изображением домашних и диких животных, растений, наглядные и дидактические пособия, демонстрационный материал (таблицы, схемы) экологического содержания.
В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки: “Знакомим детей с природой”, «Лето-красное», «Мастерим и творим», «Богатства родного края» и др.
5.2. Организация профессиональной и методической подготовки педагогических кадров.
В ДОУ систематически проводится профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров, в том числе по вопросам экологического образования дошкольников.
Повышение педагогического мастерства в ДОУ проходит в разных формах: через семинары, педсоветы, консультации, мастер-классы, занятия педагогического университета и др.
5.3. Основные направления работы.
С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические викторины, занятия. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.
Работа с родителями.
Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в выставках «Человек и природа», «Повесим мусор на елку», в акции «Каждой пичужке – по кормушке»
6. Выводы.
Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменить сорные виды растений на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения следует учитывать заброшенные и вытоптанные участки.
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники; посадить лекарственные растения, злаковые культуры.
Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо ввести в штат ставку эколога, также создать экологический кабинет. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Хотьково, занимающимися аналогичными проблемами.
Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Посвятить родительскому собранию экологический вопрос, привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.